Китайское проклятие гласит: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен». И эта эпоха досталась людям двадцать первого столетия. Наши дети стоят перед выбором своего будущего в дни, когда оно меняется слишком быстро. Профессии приходят и уходят. Появляются новые сферы деятельности, и вместе с тем всё больше автоматов заменяют ручной труд. Как детям выбрать профессию? Как поддержать их в трудный момент неопределённости? И вообще, можем ли мы, взрослые, как-то повлиять на их жизнь?
Немного о профориентации
Prostock-studio/Shutterstock.com
Профессиональная ориентация — это достаточно молодая система мероприятий, направленных на помощь людям при выборе профессии. Сюда входит:
- информирование людей о профессиональном мире;
- индивидуальное консультирование;
- подбор профессиональных направлений с учётом особенностей личности;
- отбор потенциальных специалистов по критериям для определённых профессий;
- адаптация новых работников к условиям труда;
- воспитание трудолюбия у подрастающего поколения;
- повышение квалификации специалистов, построение карьеры;
- профессиональная переподготовка.
К сожалению, профориентация в школе далеко не всегда идеально устроена, и хорошо, если есть хоть какой-то урок, где детям рассказывают о мире профессий. Чаще всего дети оказываются перед сложным выбором неподготовленными.
По некоторым данным только 1,5 % старшеклассников определились с профессиональной сферой и начали двигаться к своему будущему. А если говорить о взрослых, которые уже вышли на рынок труда, то примерно каждый второй работает не по специальности. Причины такой ситуации различны: отсутствие рабочих мест, недостаточно высокая оплата труда и смена интересов.
Как мы видим, профориентация не заканчивается сразу после зачисления молодого человека на 1 курс. Любой из нас может столкнуться с проблемой профориентации даже будучи хорошим специалистом в своей сфере.
Как выбрать профессию?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Не существует однозначного ответа, когда надо начинать выбирать путь в профессию. Особенно в современном мире, где ежегодно исчезают и появляются новые направления деятельности. Но подмечать личностные особенности, интересы и склонности своего ребёнка лучше с детства. Это позволит вам как минимум отсечь часть направлений и выделить наиболее перспективные:
- Интересы ребёнка — «хочу знать». То, что побуждает его овладевать новыми знаниями, расширять кругозор, занимает внимание и вызывает желание продолжать.
- Склонности — «хочу делать». Когда привлекает не только результат, но и процесс деятельности.
- Способности. Личные, индивидуально-психологические качества человека.
Чем больше кружков и секций посмотрит, попробует ребёнок, тем больше возможностей для самоопределения у него появится.
Однако не стоит уходить с занятий сразу, как только появилась трудность. Поддержите малыша и попробуйте вместе преодолеть препятствие. Помните, что не всегда нежелание ходить на секцию связано с отсутствием интереса. Причин «бросить» может быть много – от сиюминутной проблемы до конфликта с преподавателем. Поэтому постарайтесь узнать у ребёнка, в чём проблема, поищите вместе пути решения. Дайте ребёнку время «на подумать». И если он всё-таки решит уйти – не препятствуйте. Это поможет ребёнку, с одной стороны, научиться преодолевать трудности, а с другой стороны, принимать свои взвешенные решения и не заниматься нелюбимым делом.
Читайте также Ребёнок не хочет заниматься в секциях? Тренер спортивной школы о причинах лени и низкой мотивации.
Что оказывает влияние на выбор?
Prostock-studio/Shutterstock.com
На выбор будущего может повлиять всё что угодно. Прочитанная книга или посмотренный фильм, работа родителей, детские увлечения, блогер из ютуба, любимый учитель… Важно прорабатывать и поддерживать любой возникший интерес, чтобы не пропустить тот самый.
Узнайте о профессии побольше, посмотрите наличие вакансий, возможности развития отрасли в будущем, если есть возможность – покажите ребёнку практическую сторону данной области – сходите, например, на завод или к маме на работу. Обсудите с ребёнком, что его привлекает, что отталкивает. Станьте не критиком, а товарищем, который помогает разобраться. Не бойтесь ошибиться и «потратить время впустую» только потому, что у ребёнка «семь пятниц на неделе». Помните, что любое знание о профессиях расширяет его кругозор.
«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь»?
Мы задаем этот вопрос своим детям как только они начинают говорить. Получаем смешные и пугающие ответы, часто разные. И это нормально. Не стоит сразу выстраивать карьерный путь, исходя из минутного разговора, но, если ребёнок заговорил о своем будущем, пофантазируйте вместе с ним. Из беседы вы сможете узнать, что действительно важно. Может все его профессии связаны с путешествиями, а может он болеет робототехникой. Для вас это станет возможностью предложить своим детям полезные игры, книги, занятия, которые их заинтересуют.
Дайте ребёнку свободу для полноценного развития его личности, при этом продолжая обеспечивать его безопасность! Смотрите точное местоположение и дневной маршрут по карте, слушайте звук вокруг и дозванивайтесь в любой ситуации с помощью приложения «Где мои дети».
Если ребёнок вообще не знает, чего хочет
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дети, которые знают, чего хотят – это страх и ужас многих родителей, потому что они не хотят слушаться и делают всё по-своему. С ними приходится договариваться, убеждать и переубеждать, постоянно дискутировать. И в такие моменты так и хочется сказать «я знаю, что для тебя лучше! Замолчи и надевай носки!».
Каждый раз минуя стадию диалога и переходя к конкретным указаниям, противоречащим желаниям ребёнка, мы подрываем его уверенность в своих мыслях: «Мама знает лучше, мама уже всё за меня решила…». Это воспитывает в детях инфантильную позицию, закрывает их чувства, отсекает желания и стремления.
Поэтому не бойтесь давать детям право выбора с самых ранних лет: «Каша овсяная или гречневая? Футболка синяя или красная?». Это поможет вам проявить уважение к детскому «Я» и научит ребёнка принимать ответственность за свои решения.
Если такая ситуация уже сложилась, и в 10-11 классе ребёнок не знает, куда пойти, стоит провести тщательную ревизию ваших отношений. Есть несколько вариантов, почему подросток не принимает решение:
1. «Мама знает лучше»
Это то, что было описано выше. Ребёнок не принимает решение, потому что нет необходимости. К тому же, не дай Бог, его желания не совпадут с желаниями мамы – крику будет…
Здесь стоит начать снова восстанавливать контакт с ребёнком. Научиться прислушиваться к его мнению, выстраивать диалог на равных, принимать его решения. Постепенно подросток выберется из «кокона» и, возможно, выскажется в пользу какой-либо профессии. Важно не раскритиковать его за выбор, иначе вы тут же разрушите это хрупкое доверие.
2. Страх ошибиться
Prostock-studio/Shutterstock.com
Мы возлагаем на детей огромную ответственность за данный выбор. Как будто, если он выберет неправильно, мир рухнет, небеса разверзнуться, и наступит апокалипсис. В реальности это не так. Самое плохое, что может случиться – это потеря нескольких лет в другом учебном заведении. Однако и потерей это сложно назвать, поскольку в любом случае молодой человек или девушка получат какую-то профессию, научатся учиться самостоятельно, заведут новых друзей, обрастут социальными связями…
То есть единственное, чем рискует человек – это сомнительная потеря времени и денег (если речь идёт о платном образовании). И как только родители перестанут давить на ребёнка этой тяжёлой ношей, на свет может всплыть интерес, о котором никто раньше не догадывался.
3. Недостаток информации
Как можно выбрать путь, если перед тобой нет ни одной понятной тропинки? Как бы странно это не звучало, но в век информации люди всё равно регулярно попадают в информационный вакуум.
Расширять познания о мире труда необходимо с детства, а не в последние 5 минут перед поступлением. Увеличивайте кругозор вместе с ребёнком, ходите на дни открытых дверей в университетах, посещайте экскурсии на предприятиях, обращайте внимание детей на повседневные вещи, за которыми тоже стоит человеческий труд. Превратите изучение профессионального мира в игру, увлекательную беседу, в ходе которой каждый из вас узнает что-то новое.
Главные ошибки при выборе профессии:
Prostock-studio/Shutterstock.com
«Так мама сказала»
К сожалению, родителям часто кажется, что они знают лучше, чем заниматься их детям. Однако у родителей часто устаревшие представления о профессиональном мире (художники всегда голодные, сантехники — неудачники и т.п.). Важно помнить, что современный человек имеет возможность несколько раз за жизнь изменить свою профессию.
Совет детям: постарайтесь поговорить со взрослыми, рассказать им побольше о своих интересах. В качестве аргументов в пользу «прибыльности» специальности покажите вакансии с сайтов по поиску работников.
Совет родителям: услышьте своих детей, дайте им возможность аргументированно отстоять свою точку зрения и попробуйте объективно её оценить.
«У нас профессиональная династия»
Здорово, когда детям нравится профессия их родителей, но далеко не всегда это так. Конечно, папа хирург сможет помочь сыну с учёбой, работой и практикой, но что если подросток — талантливый архитектор? Прежде чем «идти по стопам родителей» стоит рассмотреть и другие варианты.
«За компанию»
Prostock-studio/Shutterstock.com
Некоторым ребятам так не хочется расставаться с друзьями, что они идут в след за ними после школы. А ведь училище или университет — это место, где встречаются единомышленники. Ничто не мешает общаться с друзьями, учёба в разных заведениях в том числе.
«Это модно»
Профессии, как было сказано, появляются и исчезают. Мода на профессию быстро перенасыщает рынок, и молодые специалисты оказываются практически не востребованы, что порождает всё новые шутки про Макдональдс.
Ошибиться может любой, и опытный взрослый и неопытный школьник. Мир меняется так быстро, что опыт взрослых начинает мешать детям. Так, например, ещё лет 20 назад профессия юриста или бухгалтера были респектабельными, востребованными, прибыльными. Однако в век информационных технологий практически любой человек может с помощью компьютера решить самостоятельно вопросы с законом и финансовой отчетностью. А один бухгалтер может обсчитывать несколько компаний. Таким образом, опыт взрослого поколения, противоречит реалиям нового времени, где данные специальности уже не столь востребованы.
Также причиной ошибки может стать недостаточная информированность подростка о возможных профессиональных путях. Здесь могут помочь справочники профессий будущего, разговоры о современном рынке труда. Чаще рассказывайте о своей работе и об известных вам специальностях. Походите на экскурсии по различным производствам, учебным заведениям. Изучите ресурсы по поиску вакансий. Иногда даже случайно увиденное объявление может стать отправной точкой для дальнейшего профессионального пути.
Важно проговорить с ребёнком, что ошибки случаются, и сделанный в 17 лет выбор не обязательно окажется верным. Перестаньте нагнетать страх и ужас на подростка и грозить ему судьбой дворника.
Научите его искать пути решения в случае неудачи: «Если ты не сдашь ЕГЭ, то… пойдёшь в армию или техникум», «Если выбранная профессия тебе не подойдёт, то… Пойдешь переучиваться». Чем больше вариантов позитивного исхода вы найдёте, тем легче будет ребёнку принять решение. Как в той поговорке «Когда закрывается одна дверь, рядом открывается другая» — научите своего ребёнка видеть их.
Если родителям не нравится выбор ребёнка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Взрослые, как правило, обладают бОльшим жизненным опытом, чем подросток. Иногда, нам кажется, что мы знаем лучше, что будет полезнее для наших детей. В каких случаях родителей так и подмывает запретить ребёнку идти в профессию:
- Отсутствие перспектив (маленькая зарплата, перегруженный рынок труда, устаревшая профессия).
- Желание родителей быть не хуже других («Соседский сын стал дипломатом, а ты хочешь сантехником быть! Не солидно!»).
Какими бы ни были наши мотивы, не стоит забывать, что это жизнь наших детей. Им её проживать и нести ответственность за сделанный выбор. Никто не знает, что будет завтра, какие профессии взлетят, а какие исчезнут, кто станет успешным и знаменитым, а кто останется на задворках общества.
Дети, которых поддерживают, которым дают адекватную обратную связь, не станут делать выбор «на зло родителям». Постарайтесь спокойно выслушать аргументы своего ребёнка, задайте все интересующие вас вопросы по данной специальности, уточните, как он видит себя в этой профессии. Приведите свои доводы, но не навязывайте их!
Погрузитесь в мир этой профессии, возможно, вы ошибаетесь на её счёт. Дайте подростку самому взвесить все «за» и «против». Помните, что это его жизнь и его выбор.
Эффективность тестов на определение будущей профессии
Prostock-studio/Shutterstock.com
Существует ряд тестов, позволяющих определить склонности ребёнка к той или иной профессиональной деятельности. Однако, как и большинство психодиагностических методов, их задача дать пищу для ума и материалы для дальнейшего исследования личности. Проходя тесты, ребёнок начинает глубже понимать себя, рассматривать различные варианты, обращать внимание на свои мысли и чувства. Опросники позволяют выявить профессиональные склонности:
- Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова разделяет все профессии на 5 типов: человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-природа, человек-художественный образ. Основная идея этого теста, что все мы склонны работать с теми или иными объектами труда. Кто-то лучше ладит с людьми, кого-то слушается техника, кто-то готов весь день возиться с животными или растениями, другие всё время ищут творчество, а для кого-то важно разбираться в мелких деталях, каталогизировать и организовывать.
- Опросник профессиональных склонностей Йовайши выделяет другие важные сферы человеческого труда: искусство, технические интересы, работа с людьми, умственный труд, физический труд, материальные интересы.
- Определение профессионального типа личности Дж. Голланда выявляет:
- реалистичный тип (направлен на реализацию конкретных целей и решение конкретных проблем);
- интеллектуальный тип (решает больше теоретические задачи, мыслит аналитически);
- социальный тип (направлен на общение с другими людьми);
- конвенциальный тип (предпочитает понятные, отработанные процессы, не готов изобретать или вести за собой людей);
- предприимчивый тип (направлен на достижение целей, организует и управляет);
- артистический тип (творческая личность).
Также есть диагностика для определения ведущего типа мышления, ведущих интересов (Методика «Профиль» модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока).
Тесты — это помощники, позволяющие побольше узнать о ребёнке, а не руководство к действию. Поэтому не надо слепо идти за результатами, игнорируя желания самого подростка.
Главное правило при выборе профессии
Prostock-studio/Shutterstock.com
Существует «золотое правило выбора профессии». Оно актуально для детей, подростков и взрослых – то есть всех, перед кем стоит выбор будущей профессии.
Чтобы не ошибиться, необходимо учитывать три основных параметра — «Хочу», «Могу» и «Надо».
- «Хочу» — «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
- «Могу» — «Есть ли у тебя необходимые для этого качества?»
- «Надо» — «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»
Если на все три вопроса ответ утвердительный, значит, выбор сделан правильно!
Советы родителям, как помочь ребёнку
Многие родители неосознанно принимают на себя роль того, кто делает всё за ребёнка. Таким образом лишая его возможности взрослеть. Другая крайность — пускать ребёнка на самотёк, оставляя его без поддержки.
Что же должен сделать родитель, чтобы помочь детям определиться в жизни?
- Ребёнок должен сделать выбор сам! Чем более осознанным будет его решение, тем ценнее будет для него профессия. Это будет его выбор и его ответственность. Людям свойственно обесценивать то, что им дали в готовом виде и тем более навязали.
- Помогите найти и проанализировать информацию о профессиях, учебных заведениях, рынке труда.
- Научите исследовать свои способности и интересы и примерять их на различные специальности.
- Желательно с детства привить любовь к труду и образованию, чтобы ребёнок понимал их ценность и важность для себя
- Научите ребёнка учиться, ведь какой бы профессиональный путь он не выбрал, ему всегда придётся осваивать новое.
При выборе профессии не оценивайте её с позиции чужого мнения, материального достатка и беззаботности. Работа – это то, что доставляет не только удовольствие, но и требует ежедневных усилий. И никакие деньги в мире, никакая статусность не окупят нервное истощение от нелюбимой работы.
Дорогие родители, помните, у вас замечательные, талантливые дети. Не бойтесь дать им попробовать взрослую жизнь. Разделяйте их увлечения, слушайте их мысли, принимайте их аргументы — только так вы сможете помочь им определиться с будущей профессией!