Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное — огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом — учителем в США. Продолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова придти к детям.

Первый день в моем классе Изар вел себя спокойно. Все заметили, что новый ученик из Афганистана старше других по возрасту. Не только потому, что у него мужественные черты лица и уверенная осанка, видимо, еще по каким-то только учащимся старших классов известным признакам.

На следующий день, это была пятница, Изар подошел ко мне перед началом занятий и попросил разрешения уйти по личному вопросу, обещая вернуться в конце урока и все объяснить. Обратив внимание на его взгляд, я выписал ему пропуск. 

После урока Изар, дождавшись, когда все уйдут, приблизился ко мне и сказал тихим, едва сдерживаемым, голосом: «Моего отца и двух старших братьев привязали к земле и раздавили гусеницами танка русские солдаты… Потом они изнасиловали мою мать… Она сошла с ума и на следующий день бросилась в пропасть… Я все это помню, хотя был тогда маленький… От них пахло спиртным… Потом я прочитал, что все русские постоянно пьют, а в пьяном виде дерутся и совершают разные жестокие поступки… Если я почувствую запах водки от тебя, я могу тебя убить…»

Как с помощью алгебры можно вылечить русофобию

Фото Victor B. из Unsplash

Он говорил на плохом английском, но, если бы речь шла на любом языке, я бы его понял. Так выразительно смотрели на меня его большие восточные глаза. Казалось, энергией, исходящей из этих зрачков, можно расплавить метал.

Разумеется я поступил, как того требует в данном случае инструкция: доложил о разговоре заместителю директора. И попросил дать мне возможность поработать с этим учеником, обещая соблюдать предосторожности.

Нормальной успеваемости по моему предмету Изар не имел – это и понятно, ведь не до учебы ему было. Требовать хорошей успеваемости по алгебре явилось бы еще одной каплей негатива о русских. Поэтому мы начали с упражнений по бытовой логике. То есть, я давал ему задание построить логические цепи из рассказов о его жизни.

Так Изар начал рассказывать о своей судьбе и заодно учиться логическому мышлению. Любое описываемое событие мы моделировали с помощью математических формул, наделяя реальным смыслом длинные многочлены и функции.

Вскоре «дорассуждались» до базовых истин. Изар стал понимать, что не могут все люди, а, следовательно, все русские быть пьяницами и жестокими. Элементарная логика помогла нам придти к выводу, что нельзя людей «измерять» цифрами и описывать одинаковыми «формулами».

Конечно, бывало непросто в подобном образовательном процессе. Случались вспышки гнева с его стороны. Меня тоже посещала крайняя разочарованность.

Однажды он мне сказал:

– Ты так внимателен ко мне и так много занимаешься со мною потому, что пытаешься загладить вину своих жестоких соотечественников?

На что я сразу же ответил:

– Я не знаю «формулы жизни», в которой составными частями являются ненависть и мщение.

Достаточно долго мы общались с Изаром только на языке математической логики. Несовершенство его английского не позволяла вести пространные разговоры о нравственности, о добре и взаимопонимании. А логика и операторы логики помогали понимать цепочку взаимосвязей личного с вселенским.

Через несколько месяцев мы с Изаром приступили к успешному изучению алгебры. На сей раз в прошлом незнакомая ему наука давалась  легко. Логика его настолько увлекла, то Изар стал приходить ко мне на дополнительные занятия.

Одним словом, к концу учебного года мой подопечный окончил курс и подготовился к учебе в университете.

…Недавно он позвонил мне и сказал, что решил выбрать специальность политического журналиста.

– А как же математика? – спросил я.

– Именно математика помогла мне понять логичность моего призвания, – ответил он с гордостью.

Мы еще долго говорили по телефону сквозь несколько тысяч миль. На прощание Изар сказал, что прочитал «Войну и Мир» Льва Толстого на своем родном языке и, …что полюбил Россию из Америки.

Подписаться на канал Александра Городинского

Вы можете также принять участие в международном конкурсе литературного творчества «Вселенная Учитель» и рассказать о своей педагогической практике и своих учителях.


Источник