Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
В кризисное время школа — оплот надежности и стабильности. Педсовет попросил директора и учителя рассказать о том, как школе помочь педагогам, родителям и ученикам сохранять равновесие в непростые времена.
Говорить с детьми
Елена Багарадникова, директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»:
Образовательные организации — это территории, свободные от политики. Но мы стараемся с уважением относиться к разным мнениям, не затыкать детей. Важно с ними говорить об этом, но в понимающей и поддерживающей обстановке.Это убережет детей от более опасных шагов.
Кроме того, разговоры помогают справиться со страхами. Для этого нужно создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок в принципе мог их высказать. Когда они озвучены, важно присоединиться к ребёнку и дать почувствовать свою поддержку. Мы взрослые, мы за них отвечаем, и являемся для них точкой опоры. Спокойно направляйте разговор в конструктивное русло, не обещайте невозможного, ни в коем случае не врите! Это достаточно простые правила.
Не конфликтовать с коллегами
Евгения, учитель английского языка среднеобразовательной школы:
Эдвард Радзинский говорил: «Если у меня другое мнение, это не значит, что я Вам враг или идиот. Это просто значит, что у меня другое мнение».
Мне кажется, если в коллективе у вас нет возможности избежать разговора на политические темы, то важно донести именно эту точку зрения. Можно даже процитировать писателя. Но, вообще, любой воспитанный человек должен понимать, что тема политики – один из худших поводов для беседы, тем более в случае, если собеседник даёт понять, что ему некомфортно поднимать подобные темы. Поэтому лучший способ решить эту проблему – внимательно относиться к выбору собеседников.
Сохранять учебный процесс и взаимоподдержку
Елена:
Что нам помогает сохранять равновесие? Ежедневные дела. Учёба как раз и есть – ежедневная понятная рутина, островок стабильности, где мы продолжаем учить, учиться, а значит ещё не всё в этом мире потеряно. Всё-таки школа – остров некоей безопасности, стабильности. Независимо от происходящего вокруг, она продолжает работать. Поэтому важно сохранять учебный график, учебный процесс.
Конечно, это сложно сделать без поддержки. Чем крепче школьный и родительский коллектив, тем проще будет сохранять спокойствие в непростое время. Наши психологи умеют работать в кризисных ситуациях, поэтому у нас сохраняется рабочая обстановка. Мы друг друга поддерживаем и стараемся сохранять доброжелательную атмосферу.
Снимать напряжение у родителей, учеников и учителей
Елена:
Я очень понимаю родителей, которые сейчас хотят забрать детей на дистант — эта форма будет очень востребована в ближайшем будущем. Я думаю, что перевод многих программ в дистанционный формат в кризисных ситуациях эффективнее, чем уменьшение учебных часов.
Сейчас растет напряжение в связи с ЕГЭ. Тем, кто не сдаст его, грозит армия — у родителей еще не вырос уровень тревоги, но это не за горами. Конечно, лучше бы отменить ЕГЭ в этом году, но пока такого решения нет, я могу только разговаривать с каждым родителем, снимать его страхи.
Соблюдать закон
Елена:
Я не буду призывать каждого педагога молчать и не высказывать свое мнение. Это противоречит жизненным принципам многих коллег. Но я могу предупредить о последствиях. Нужно отдавать себе отчет, что могут последовать ограничительные меры — педагоги должны понимать на что идут, ведь они, в каком-то смысле, госслужащие.
Евгения:
Для профилактических бесед с детьми в школах есть памятка об участии в митингах. Мне она кажется вполне разумной. Она напоминает ученикам, что принимая участие в несанкционированных митингах и акциях, они рискуют вовлечься в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Во-первых, участие в акциях небезопасно, во-вторых, может закочниться штрафом или обязательными работами для детей или родителей.