Как спасти школьные уроки музыки
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Музыка как учебная дисциплина становится все менее популярной. По мнению россиян, это один из самых бесполезных предметов школьной программы, которые не пригодятся детям в жизни. Рассказываем, как с помощью уроков вернуть детям интерес к этому предмету и части культуры. 

Использовать новые технологии

Технологии открывают широчайшие возможности для обучения, создания и участия в музыке, начиная с приложений, которые позволяют пользователям сочинять цифровую музыку на смартфонах, до видео «как научиться играть на гитаре» на Ютубе. Технологии позволяют нынешнему поколению слушателей исследовать любую эпоху или любой стиль музыки в любое время, импровизировать вместе, получить доступ к виртуальным учителям и соревноваться друг с другом в цифровом пространстве.

Еще один вариант — использование электронного пианино. Это электронные клавиши с головными наушниками, которые обеспечивают возможность индивидуально-коллективных занятий при любой наполняемости класса. Всем учащимся дается задание, и учитель при помощи пульта слышит, как его выполняет каждый ученик. 

Технологии позволяют выбирать любой из образовательных маршрутов: понимание основ музыкальной истории и композиции, сочинение собственной музыки, путь развития через самообучение. 

Популяризировать предмет среди родителей

Как оказалось, многие родители понятия не имеют о значении музыки для развития их ребенка. Исследователи узнали, что музыкальная терминология непонятна родителям, и сам язык музыки зачастую слишком тяжел для них. В то время как есть огромный круг онлайн-ресурсов, посвященных созданию музыки, многие родители и ученики не знают, где они могут найти подходящие качественные возможности для обучения.

Также важно сообщать мамам и папам о значимости занятий музыкой для детского развития. Еще полвека назад лауреат Нобелевской премии Якоб Хендрик Вант-Гофф, исследовав несколько сотен исторических личностей в науке, пришел к выводу, что самые инновационные из них, помимо науки, занимались творчеством и обязательно — музыкой. Через пять-десять лет от сегодняшних учеников школ во взрослой жизни потребуются новые умения и навыки — например, умение находить творческие решения. Это умение формируется с помощью инженерного мышления через интеграцию искусства и технологий. 

Заниматься практикой

По мнению многих родителей, да и самих детей, музыка в школах оторвана от практики. Ученики не понимают музыку, потому что не понимают музыкальный язык, не говорят на нем. Они не знают нотной грамоты, не владеют основными музыкальными понятиями, не ориентируются в стилях, эпохах и жанрах. Часто уроки музыки превращаются в нудные уроки музыкальной литературы, а практически единственной деятельностью является пение, в то время как, согласно стандартам, учащиеся должны активно вовлекаться в предмет, быть не только пассивными слушателями или интерпретаторами, но деятельностными авторами и импровизаторами. 

Цель музыкального образования в общеобразовательной школе — развить личностные качества ученика: отзыв на прекрасное, на художественно-эстетические ценности, формирование системы ценностей, развитие мышления через звук, голос и руки. Полноценное базовое общее музыкальное образование можно осуществить только при взаимодействии голоса и руки, способной быть вторым интеллектуальным органом.

 


Источник