Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как научить малыша дружить? Что делать, если ребенок не соглашается прекращать дружбу, которая не нравится взрослым? Как «вытащить» подростка из опасной компании? Педсовет побеседовал с родителями, которые преодолели эти сложности. А профессор кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии, научный руководитель проекта «Городской родительский университет», кандидат психологических наук Эльвира Николаева рассказала, как помочь ребенку найти достойных друзей в разном возрасте.
В дошкольном возрасте
До шести лет ребенок считает другом того, с кем чаще играет, объясняет Эльвира Николаева. Он копирует поведение «плохого» приятеля, но слушается советов родителей. Однако ограничивать общение с другом, который хулиганит, эксперт не советует. Где есть запреты, всегда появляются тайны. К тому же ребенку нужен опыт выбора друзей.
Чтобы научить малыша дружить, психолог советует родителям чаще встречаться со своими друзьями, помогать им на глазах у ребенка. Если перед детьми будет пример крепкой дружбы, они быстрее освоят навык.
Разговоры родителей о дружбе помогут научить ребенка разбираться в людях и строить отношения. Важно задавать вопросы о приятелях каждый день — так же, как спрашиваете ребенка, что он делал сегодня в детском саду, чему научился. Это поможет создать атмосферу, в которой он будет делиться переживаниями о дружбе.
По мнению Эльвиры Николаевой, вероятность попасть в «плохую» компанию выше у детей, которые в дошкольном возрасте получили недостаточно внимания и поддержки со стороны взрослых. Чтобы сохранить взаимопонимание, эксперт советует каждый день говорить ребенку, что родители в него верят, что он сильный, добрый, умный. Полезно давать малышу самому выбирать занятия и даже блюда из тех, что стоят на столе.
В начальной школе
С шести-семи лет друзья все больше влияют на ребенка. Они помогают ему узнать себя и понять, нравится ли он окружающим. В этом возрасте приятелей выбирают по общности интересов. Чтобы помочь школьнику выбирать достойных друзей, Эльвира Николаева советует родителям делиться личным опытом: как познакомились с приятелями, за какие качества их выбрали, как разочаровались в людях. Полезно показать фотографии, открытки и письма. После этого ребенку будет легче делиться сокровенным.
Если ребенок вслед за другом стал хуже учиться и повторяет грубые фразы товарища, стоит проанализировать, почему он так быстро перенял дурные черты. Вместо нападок на приятеля эксперт советует разговаривать о его конкретных поступках. Эффективнее не навязывать мнение, а размышлять вместе: уточняющими вопросами побуждать к рассуждению, чем эти поступки чреваты.
Ирина, мама первоклассницы (Ульяновск):
«В первом классе дочь сдружилась с девочкой, с которой сидела за одной партой. Подружка вела себя невежливо, не признавала авторитета взрослых и ничем не интересовалась. Я боялась, что дочь тоже станет невоспитанной и безразличной. В разговорах подталкивала Аню к размышлениям, задавала наводящие вопросы, обращала внимание за людей, с которых стоит брать пример. Дочь перестала дружить с грубиянкой, когда в их компанию вошла третья девочка и началась война за внимание и лидерство. Аня сказала, что не понимает, зачем тратить время на ругань. Выбрала себе близкую подругу, с которой много общих интересов, и завела приятелей».
Эльвира Николаева рекомендует без нажима спрашивать у ребенка, почему он согласился повторять грубое поведение приятеля. Распространенные причины — нет других друзей в классе, а одному быть не хочется, поэтому решил стать, «как все». Полезно предложить ребенку альтернативу: организовать встречу с двоюродными братьями или сестрами, детьми друзей. Подойдет и общение по видеосвязи — главное, чтобы было общение со сверстниками, без чтения морали.
Если друг демотивирует ребенка, можно предложить помочь приятелю. Например, «подтянуть» по предметам, если тот отстает в учебе. В процессе друг либо начнет меняться к лучшему, либо ребенок поймет, что вкладывает в отношения больше, чем приятель, и сам их завершит. Если, несмотря на усилия родителя и ребенка, друг продолжает лениться и грубить, взрослый вправе отказаться принимать его в своем доме.
В подростковом возрасте
С 11 лет дети переосмысливают отношение к родителям и другим взрослым. Друзья становятся главными авторитетами, с ними делятся сокровенным, проводят больше времени. Учить выбирать друзей в подростковом возрасте уже поздно. При этом важно не забывать наблюдать за отношениями ребенка и всегда быть готовым помочь, считает Эльвира Николаева.
В этом возрасте важно продолжать поддерживать ребенка, принимать его эмоции. Если в ответ подросток становится все холоднее, это сигнал, что взаимный контакт пропал. Возможно, ребенку мало уделяли внимания до этого и он обижен. Синдром недолюбленности помогут распознать следующие проявления: недоверчивость, страхи, тревожность, гнев и обида, проблемы с управлением эмоциями и концентрацией внимания, замкнутость. В таком случае необходимо обращаться к психологу.
Чтобы знать, в какой момент предложить ребенку поддержку, Эльвира Николаева советует узнавать его друзей, как только они появятся. Психолог рекомендует приглашать подростков домой, даже если они шумят. Чтобы не беспокоиться о ребенке, стоит общаться и с родителями его друзей.
Александр, отец подростка Стаса (Симферополь):
«После развода я решил стать сыну лучшим другом: помогал выбрать секции, ходил на родительские собрания и выслушивал переживания. Мы хорошо общались, я доверял Стасу и давал свободу. Но, когда ему исполнилось 15 лет, мне сообщили, что ставят его на учет комиссии по делам несовершеннолетних: сын ответил ударом в нос на публичный пинок одноклассника. Тому вызвали скорую. Друзья поощрили Стаса за способность постоять за себя. Я тоже не ругался: сам рос в окружении, где ценили силу. Первый жесткий запрет наложил, когда на фото увидел, что друзья Стаса курят травку. Стал контролировать сына, даже забирал его из школы».
Через год Александр уехал на заработки в другой город и вскоре узнал, что сын общается с наркоманами.
«Сейчас мы живем на другом конце страны. Стас воспринял переезд хорошо: появились новые друзья и увлечения. Он уже отслужил в армии и по-настоящему самостоятелен. Но, глядя на его круг общения, не могу сказать, что доволен, как сын выбирает друзей», — делится Александр.
Если в компании подростков пьют алкоголь и обсуждают наркотики, нарушение закона, необходимо помочь ребенку найти другую среду, считает Эльвира Николаева. Вариантами могут быть лагерь, секция, кружок или даже новая школа, совместный отдых на природе. Необходимо четко заявить ребенку о своем намерении и объяснить причину. Например, так: «Мне важно, чтобы ты научился общаться с людьми без допинга. Я хочу, чтобы ты сохранил здоровье». Если не помогает, стоит организовать переезд. При этом задача родителей — придумать для перемен другой предлог. Ребенок не должен считать, что это происходит из-за него.
Эльвира Николаева советует также интересоваться, с кем подросток общается в соцсетях. Чтобы это не выглядело вторжением в личную жизнь, родителям стоит общаться с ребенком в интернете: добавляться в друзья, переписываться, присылать эмодзи и гифки. Если ребенок переписывается с незнакомцем, предупредите, что под аватаркой подростка может скрываться взрослый человек. Важно объяснить, что у нормального взрослого нет причин общаться с незнакомым ребенком. Если слова не действуют, эксперт советует установить программы родительского контроля.