Педсовет
Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

В 2021/2022 году три миллиона школьников приняли участие в срезах знаний на платформе Учи.ру. Любопытная статистика: в результате мониторинга каждый второй учитель выяснил, что у детей есть проблемные темы, о которых он не знал. С помощью педагога начальной школы Ирины Вырвич и ведущего методиста Учи.ру Екатерины Тупицыной разбираемся, как сделать так, чтоб срезы знаний не стали неприятной неожиданностью для учителя и для класса.

  1. Не пугать детей 

Важно подвести детей к срезу знаний (да и к любой контрольной) так, чтобы это не было для них стрессом. 

Ирина Вырвич: 

«Раньше я вообще не говорила детям, что завтра будет контрольная работа: я как учитель сама понимала, смогут они ее написать или нет. Сейчас могу предупредить, но говорю при этом: «Я хочу проверить, как я вас научила, за что я сама себя могу похвалить, а над чем еще нужно поработать». Это отчасти снимает ответственность с детей и помогает им расслабиться (а многие пишут контрольные хуже, чем могли бы, потому что очень боятся)». 

Кто-то может возразить, что такое отношение способно «расслабить» детей больше, чем нужно. Но, если учитель сумел выстроить с ними дружеские, доверительные взаимоотношения, этого не произойдет: доверие со стороны педагога будет не расхолаживать, а, наоборот, мотивировать, учеников. 

  1. Собирать обратную связь регулярно

Доверие в классе создается, в частности, за счет регулярного сбора обратной связи от учеников. Для этого есть множество различных инструментов. Например, можно использовать систему голосования с пультов или карточки Plickers, которые позволяют проводить опросы в классе (детям при этом не нужны никакие гаджеты  —  только распечатанные карточки) и сразу видеть в приложении результат каждого ученика и статистику по классу в целом.

Как учителю собирать обратную связь от учеников

С помощью таких инструментов можно проверить не только знания по предмету, но и попросить детей поделиться своими ощущениями от урока: было ли им тяжело или легко, скучно или интересно, что в рассказе учителя их удивило или рассмешило. Для этого можно пользоваться специальными жестами для быстрой саморефлексии в конце каждого урока (большой палец — мое настроение (хорошее/плохое); указательный — мне было трудно; безымянный — мне не понравилось; мизинец — я выучил и т.д.).

А можно с определенной периодичностью проводить полноценные опросы (например, с помощью Google-форм), чтобы видеть динамику.

Также для работы с мотивацией школьников Ирина Вырвич рекомендует время от времени задавать вопросы «Чем оно для тебя полезно?», «Где это умение может тебе пригодиться?», «А может, оно вообще ни за чем не нужно?». Это мотивируют детей размышлять, спорить и осознавать ценности знания, а не оценок.

Чтобы контролировать результаты обучения, учителю важно получать отклик от учеников регулярно. Например, срезы на Учи.ру проводятся три раза в учебный сезон: с 12 сентября по 20 ноября, с 16 января по 28 февраля и с 3 апреля по 31 мая. Это позволяет увидеть, с каким багажом знаний дети вышли с каникул, отследить их состояние после праздников и оценить итоги учебного года. Часть заданий переходит в следующий тест, чтобы учитель мог наблюдать за классом в динамике и отслеживать прогресс.

Кроме того, задания срезов получится применять на уроках: они тренируют не только конкретные знания по предмету, но и внимательность, умение работать с информацией. 

Как учителю собирать обратную связь от учеников

  1. Учить принимать ошибки

Детей очень часто тормозит (а иногда даже парализует) страх сделать что-то неправильно. Чтобы искоренить этот страх, Ирина Вырвич предлагает два проверенных способа:

  • можно специально провоцировать ребенка на ошибку. Но не для того, чтобы ругать, а чтобы похвалить! Можно сказать: «Какую классную ошибку ты совершил! Она позволит другим ребятам никогда ее не допустить». Это помогает ученикам преодолеть страх ошибок, понять, что ошибаться  —  это нормально, а иногда даже полезно. 
  • дать детям возможность встать на позицию учителя. Например, задать детям сделать пересказ и записать его на аудио. Потом отобрать лучшие записи и вместе послушать их на уроке. Дети должны понять: почему учитель выбрал именно эти выступления, какими критериями руководствовался? Это разовьет у них навык саморефлексии и сделает понятнее критерии оценивания, которые использует учитель.  

Срезы на Учи.ру позволяют проработать ошибки, причем для каждого ученика — индивидуально. По итогам мониторинга система автоматические предлагает дополнительные задания, которые учитель может предложить ученику для проработки тем, которые он не до конца усвоил. 

Как учителю собирать обратную связь от учеников

  1. Помнить, что срезы показывают результаты работы учителя

По итогам срезов учитель автоматически получает «тепловую карту класса». Благодаря ей он сразу видит, какие темы — проблемные у всего класса, какие точки разрыва нужно проработать.

Как учителю собирать обратную связь от учеников

Конечно, ставить оценки по итогам срезов можно (и многие учителя так делают). Однако важно помнить, что срезы в большой степени показывают результаты работы самого учителя. Поэтому на Учи.ру есть отчетность для завучей, которая позволяет увидеть картину по каждому из классов и по школе в целом. 

Как учителю собирать обратную связь от учеников


Источник