Фото: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Преподавать и общаться в виртуальном формате бывает сложнее, чем на обычном уроке. Почему так происходит и как это преодолеть, разбираемся с тренером по технике речи и ораторскому мастерству Кристиной Гортман.
Урок как коммуникация
Общение людей происходит на нескольких уровнях:
- Вербальном: передача информации, эмоциональные высказывания.
- Невербальном: язык тела, поступки, невысказанные эмоциональные сообщения. Например, молчаливое присутствие рядом с человеком, переживающим горе;
- Энергетическом: то, что называют харизмой, обаянием, «флюидами».
- Интуитивном: когда по определенным признакам мы «считываем» информацию, которую нам не передавали.
Настоящий, реальный урок — это классическая живая коммуникация, когда информация передается на всех перечисленных уровнях:
- Вербальный: с помощью слов происходит передача учебного материала;
- Невербальный: через язык тела ученики могут понять настроение учителя, а педагог, например, увидеть, кто в классе списывает;
- Энергетический: класс всегда откликается на харизму педагога — чем обаятельнее учитель, тем легче детям воспринимать материал;
- Интуитивный: у учеников он часто включается, например, на фразе «К доске пойдет…» Да и сами педагоги порой, заходя в класс, чувствуют, как сегодня пройдет урок.
«Дистанционные встречи уже нельзя назвать живым общением, несмотря на то, что они происходят в реальном времени. В онлайне с собеседником невозможно вступить в непосредственное взаимодействие: пожать ему руку, передать какой-то предмет, обнять. Это сбивает с толку нашу психику: партнер по коммуникации, вроде, настоящий, но взаимодействие с ним крайне ограничено», — говорит Кристина Гортман.
Чего-то не хватает…
По словам эксперта, у людей, которые общаются в сети, на всех уровнях проявляются серьезные коммуникативные дефициты.
-
Вербальный уровень.
Технические неполадки, задержки, «зависания», плохой звук, искаженный голос усложняют восприятие и усвоение информации.
-
Невербальный уровень.
Во время онлайн-урока сложно, если вообще возможно, считывать язык тела, которого практически не видно.
-
Энергетический уровень.
В момент дистанционного общения обмен живой энергией между учениками и преподавателем не производится. По факту все участники видят лишь изображения людей на экране — именно так психика воспринимает процесс удаленного обучения.
-
Интуитивный уровень.
Доказано, что интуиция опирается на ранее полученный, но неосознаваемый опыт человека. Поскольку при работе в онлайн-пространстве на первых трех уровнях коммуникации происходят сбои, то интуиции не на что реагировать, и этот уровень также работает с помехами.
Возникающие дефициты создают дополнительную нагрузку для психики: получается, что человеку, его интеллекту, вниманию приходится делать двойную работу, и в конце онлайн-урока все его участники часто чувствуют сильную усталость.
Как восполнить дефициты
Есть несколько приемов, позволяющие снизить эту нагрузку и заполнить возникающие на онлайн-уроке пробелы коммуникации.
-
Проверяйте коммуникацию.
Используйте фразы:
- «Вам все ясно?»,
- «Я понятно объясняю?»,
- «Вы хорошо меня слышите?»,
- «Все согласны?»,
- «Есть ли у вас вопросы?»
Они не только дают возможность убедиться, что ученики усвоили тему, но и возвращают их внимание в нужное русло, а также создают эффект живого диалога.
-
Подключайте фантазию.
И научите этому детей. Воображение — настоящий помощник для психики в период коммуникативных дефицитов. Если у собеседника не работает камера, представьте, как он выглядит и что сейчас делает — причем представлять это нужно выгодно для себя: например, что ученик сидит и внимательно слушает, записывает, кивает головой в знак понимания и т.д.
-
Развивайте технические навыки.