Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов

Евгений Фатьянов, фото из личного архива

Есть ли хотя бы один преподаватель, который ни разу не сталкивался с равнодушием учеников к тому, как он излагает учебный материал? Невключенность — частая педагогическая проблема, она затрагивает как рассказчика, так и слушателя, и повторяется по кругу. Ведь если ученик не заинтересован в том, чтобы воспринимать речь учителя, он постоянно будет отвлекаться на внешние раздражители, и пытаться донести до него что-либо будет бесполезно. Рассказчик в таких случаях всегда чувствует, что его не слушают, и ему это еще больше мешает: заставляет сбиваться, терять нить повествования; настроение мгновенно меняется, и уже хочется просто побыстрее закончить объяснение. Можно ли поменять эту ситуацию без интенсивных упражнений в риторике и актерском мастерстве? Об этом рассказывает Евгений Фатьянов, экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона).

«Фатьянов, хватит болтать на уроке!», «Женя, ты ворон считаешь?!», «Почему ты меня не слушаешь?»…

Я на всю жизнь запомнил, как скучно мне было на некоторых школьных уроках. Я сидел прямо перед учителем, но лучше слышал не преподавателя, а Сашку с последней парты. И не потому, что Сашка говорил громче. Нет. Учительница иногда орала, как резаная, но Сашку всё равно было слышно лучше. И даже когда предмет был интересный, и учитель рассказывал красиво, моё внимание постоянно куда-то улетало. Но однажды…

У нас появилась новая «училка» английского — Наталья Сергеевна. Английский мне был не интересен, и на этих уроках я обычно думал о чём-то своём или незаметно читал книгу. Но с появлением новой учительницы всё изменилось. Я стал внимательным на её уроках. Какой-то непонятной мне магией обладала её речь. Я по-прежнему многое не понимал (она говорила весь урок на чужом для меня языке), но слушал.Наталья Сергеевна через год ушла в декрет. И я, с появлением новой учительницы, вновь стал отвлекаться на этих уроках.

Я разгадал ее загадку, когда сам стал педагогом. Наталья Сергеевна умело использовала простые правила сторителинга, чтобы удерживать внимание аудитории. Тогда об этом искусстве в России ещё не говорили, но англичанка интуитивно использовала его приемы, которые я теперь тоже взял на вооружение.

Что же это за приёмы?

1. Неожиданный вопрос

Когда архитектор Антони Гауди ходил в школу, его не любили учителя. Не любили за то, что он постоянно задавал им неожиданные вопросы. Например, когда учитель рассказывал детям: «Ребята, Господь дал птицам крылья для того, чтобы они летали», маленький Антони вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает…» Эти вопросы сбивали с толку преподавателей и заставляли детей смеяться или удивляться, хотя такой вопрос учитель мог бы с легкостью использовать в своих интересах: например, попросить других ребят ответить на вопрос Гауди. Или самому задать такой вопрос детям.

Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка: «Ваня, как ты считаешь, сколько прилагательных можно придумать к слову „геймер“?» На уроке астрономии: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».

2. «Игра» голосом

При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров. «Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.

Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.

3. Внимание к деталям

Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Источник WikiArt

Сюрреалистические картины Сальвадора Дали мало кому понятны: переплетены ли чудесным образом ветки, а может быть — это люди, или — инопланетные существа неровных форм. Вникнуть в сюжет сложно, потому что, сюжета как такового и нет. Но при этом зрители стоят у его картин часами. Что их так привлекает? Детали! Муравей, выползающий из уха. Кузнечик, судорожно схватившийся за чей-то нос. «Расплавленные» часы.

Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.

«Ребята, во что был одет Раскольников? Он носил шляпу-цилиндр. Вы видели когда-нибудь человека в таком головном уборе? Но у Раскольникова этот цилиндр был старый и грязный. Вы видели у кого-нибудь старую и грязную шляпу?» 

Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении.

4. Резкий звук

Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:

«Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
„Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день!.. сказать им…
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»

Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.

5. Аудиоэффекты

Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.

Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.

«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»

Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.

Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов

На школе юных журналистов, фото из личного архива

6. Вовлечение слушателя

Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры. 

На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».

Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
«Марк, а что бы ты сделал на месте Герасима при разговоре с хозяйкой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»

 


Источник