Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Этот вопрос обсуждали на Международном детском фестивале современного искусства «Территория.Kids». По следам выступлений спикеров расскажем, как заинтересовать ребенка театром, приобщить к музейному пространству и развить творческие способности.
Современный театр и дети
Алиса Спирина, руководитель образовательного кластера «Новой Оперы», считает, что лучший способ приобщить детей к театральному пространству — детские образовательные программы при театрах.
«На Западе это такое же обычное дело, как и студии при музеях. Ведь театр, в том числе современный, полезен для развития у подрастающего поколения таких творческих навыков, как раскованность, грамотная речь и способность импровизировать. Привлечение детей — это инвестиция в будущее, „взращивание“ потенциальных артистов», — говорит Алиса.
Например, в Великобритании с детьми занимаются не только на театральных площадках, но и на складах костюмов, в цехах с декорациями, сварочных. Это позволяет напрямую участвовать не только в творческо-производственном процессе, выступать на сцене, но и понимать, какая «магия» происходит там, куда доступ широкой публике закрыт. В результате студия становится для ребенка первой ступенью профориентации.
В России тоже есть отдельные детские программы. Например, образовательный кластер «Окно» в московской «Новой Опере» открыт даже для детей без начального музыкального образования. Ребята, которые приходят туда, знакомятся с музыкальным театром, и любой из многочисленных работников оперы становится для них «проводником» в этот уникальный мир. Формы взаимодействия различны: экскурсии, наблюдение за репетициями, практические занятия.
Театральная разминка участников проекта «Окна» в «Новой Опере». Фото: Наталья Малышева
В РАМТ (Российский академический Молодежный театр), которому скоро исполнится 100 лет, есть семейный клуб для совместной работы с детьми 6-11 лет и их родителями. Занятия в нем проходят раз в месяц и устроены так: после спектакля зрители с абонементом остаются для обсуждения постановки и обмена личными впечатлениями. Далее идет интерактивная программа: фотографирование, театральные игры, тренинги. А в заключение — совместная рефлексия о полученном опыте.
«Обсуждение спектакля и рефлексия проходят в облегченном формате. Мы понимаем, что большинство детей не могут сразу встать и говорить на пространные темы. Поэтому занятия курирует психолог, который задает удобные рамки для рассуждений: предлагает подобрать одно слово-ассоциацию или просит пересказать постановку в одном предложении. Тем ребятам, кто не готов ответить, но хочет присоединиться к чьему-то мнению, предлагают голосовать, хлопая в ладоши. Со временем дети в клубе начинают складно формулировать свои мысли и связно описывать впечатления», — рассказывает Ольга Бигильдинская, руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТ.
«Трогательно» — от слова «трогать»
Прикоснуться к миру современного искусства можно не только в театре — но и в музее, причем в прямом смысле.
Принято считать, что ребенок должен взаимодействовать с экспонатами, чтобы лучше их запомнить. Именно поэтому на многих музейных площадках мира есть экспозиции или специальные зоны, где вы не увидите таблички «Руками не трогать!». Например, в Дарвиновском музее в Москве можно погладить мех лисицы, а в Государственном геологическом — покопаться в песке и «найти» древние окаменелости.
Музеи современного искусства — не исключение.
«Когда я провожу экскурсии для детей, то очень сложно противостоять их естественному желанию дотронуться до экспоната. Так, у нас выставлялся объект под названием «Нечто русское», весь состоящий из меха, — детям хотелось тактильного взаимодействия с ним. Или был объект — целая гора пластилина. Тут мне и самой сложно устоять, чтобы не опустить руку в материал», — рассказывает Ксения Маас, искусствовед, руководитель детских экскурсионных программ в Московском музее современного искусства (ММОМА). — Бывает, к какому-то экспонату подходит взрослый и сам не понимает, что это такое: в результате он настроен скептически, а ребенок в лучшем случае испытывает любопытство. Возможно, во взаимодействии с предметом искусства — ключ к его пониманию. Иногда, чтобы разобраться с чем-то «синим и висячим», взрослому стоит уподобиться ребенку и вместе в это «нечто» поиграть, если музейные ограничения позволяют».
К счастью для юной аудитории, отдельные произведения современного искусства, по задумке автора, изначально интерактивны. А если взаимодействие не предполагается, то музеи идут на маленькие хитрости: создают копии рельефа материала, из которого сделан арт-объект, и размещают рядом с настоящим экспонатом.
Источник: сайт ММОМА
Сотворчество и импровизация
Приобщить детей к изобразительному искусству можно и другим способом — предложить им создать собственное произведение.
«Пока ты смотришь на произведение современного искусства, ты не понимаешь, как долго оно делалось, можно ли создать что-то подобное. Когда же мы предлагаем детям творческую задачу, они сами выбирают подходящий материал, экспериментируют и фактически становятся художниками, перестают бояться экспериментов», — объясняет Ксения Маас.
В результате во время следующего похода в музей ребенок уже узнает экспонаты, а узнавание — залог комфорта и сопричастности. К тому же такой метод помогает понять, что экспериментировать и ошибаться — не страшно. Особенно это актуально для дошкольников.
«Психологи говорят, что дошкольный возраст — это инициативность, решительность, ответственность плюс чувство вины. Важно, чтобы чувство вины в этом возрасте не закрепилось, и у детей сформировалась установка „я могу“ вместо „не буду даже пробовать, все равно не получится“. „Я могу“ состоит из чувства безопасности, принадлежности к социуму и осознания своей уникальности», — говорит психолог, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства (ММОМА) Алеся Шильманская.
Современное искусство — во многом загадка не только для посетителей музеев, театров, выставочных пространств, но и для самих искусствоведов.
«Существует два ракурса, с которых принято воспринимать современное искусство: первый — это „что-то сложное и занудное, что мы уважаем или тайно ненавидим“, второй — „веселье, аттракцион, поражающие воображение вещи“. Такое противоречие легко „состыковывается“ с детским миром, где много парадоксов, хаоса и импровизации», — говорит старший научный сотрудник ММОМА, куратор, детский гештальт-терапевт Катерина Зайцева.
Источник: сайт ММОМА
Поскольку детский взгляд еще не затуманен насмотренностью и жизненным опытом, привлекайте детей к разгадыванию смыслов — вы удивитесь, сколько любопытных открытий ждет вас на пути совместного постижения такого «загадочного» современного искусства.