Как вернуть добро в школу

Колумнист Педсовета, педагог с 37-летним стажем Александр Бушуев размышляет о том, как воспитать в учениках этические идеалы.

Писатель и философ Иван Ефремов, описывая выход человечества из инфернальности, духовного тупика, назвал первым шагом — обретение идеалов. Ему вторит американский астронавт Джон Гленн: «Идеалы — основа выживания человечества». Осталось только добиться, чтобы идеалы-образы поселились в головах. 

Кажется, это задача педагогов. И кажется, в этом случае им полезно взглянуть на мир не с «кочки зрения» за учительским столом, а с высоты «бога — прогрессора». Совершенно беспощадную версию такого взгляда можно увидеть в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом»: королевство Арканар — как мир средневековой грязи.

Но в мире детства и отрочества и так много грязи примитивной масс-культуры, которую транслируют СМИ и интернет. Грязи межнациональной и межконфессиональной ненависти, криминала, жестокого обращения в семье, двойных стандартов. И как легко в этом мире детям поверить в эффективность кулака! Как легко героизировать «богов с кулаками» — «борцов со злом». 

Возникает вопрос: почему многочисленные школьные уроки не результируются в хотя-бы ясные понятия о добре и зле. Ведь об этом можно говорить на любом предмете. Разве это сложно помочь детям понять какие добрые чувства вложены в любое достижение, к примеру, испытание лекарства на себе, изобретение телефонного аппарата, написание картины «Всюду жизнь»? И говорить не навязчиво на специальных уроках, а на обычных и постоянно. Особенно в наше постмодернистское время с его нравственным релятивизмом, которое неустанно транслируют молодому поколению.

Не разделяю оптимизма тех, кто уверен, что проблема может быть раз и навсегда решена цензурой, запретами интернета по образцу Китая. Зло в любом случае будет находить лазейки, а запретный плод, как известно, особенно сладок. 

А что мешает нам вести диалог (именно диалог, а не проповеди!) о добре и зле? 

Прежде всего то, что педагоги, будущие и действующие, не получают представления о философских основаниях, заложенных в учебном предмете. Педагогические вузы, учреждения повышения квалификации в большей мере стремятся вооружить педагога методическими выкрутасами для наполнения памяти учащегося совершенно необходимыми познаниями и алгоритмами… 

А если учесть, что главным показателем успешности педагога стали результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ? Мы проверяем, узнает ли ученик на фото какой-нибудь храм, не пытаясь узнать, есть ли храм у него в душе. И на чем основана наша уверенность, что цифровизация воспитания путем создания бесчисленных воспитательных порталов, заменит духовное взаимодействие между ребенком и взрослым?

А спросите директора школы, давно ли проводился педсовет (не путать с инструктивными совещаниями!) по проблемам морального воспитания?

А спросите заместителя директора по воспитательной работе или советника по воспитанию о СУЩНОСТИ воспитательной работы в конкретной четверти — получите перечень запланированных разномастных мероприятий, дай бог своих, а то ведь большей частью — навязанных извне.

Идет негласное и гласное состязание в количестве разного рода экшенов, волонтерских мероприятий…  Неплохо бы нам понимать, что делать добро (особенно ничем не жертвуя) легче и выгоднее, чем становиться по-настоящему добрым человеком.

Кстати, ультралибералистская тенденция «школа осуществляет образовательные услуги, а воспитывает только семья» — никуда не делась. И никакие изменения законодательных формулировок здесь роли не сыграют. Образование «заточили под другую цель», инерция системы велика.

Мало-мальски здравомыслящий человек понимает какой урон понесла семья с лихих девяностых, каков сейчас уровень и характер межпоколенного общения.  У большинства родителей сознательные цели предельно простые: материальная обеспеченность ребенка, борьба с безграничным своеволием деток, успешная сдача ЕГЭ для поступления на бюджет — да что угодно, кроме целенаправленного воспитания доброты и человечности. За «добро с кулаками» высказывается абсолютное большинство родителей, да не только высказываются, но и учат профессионально «давать сдачи», устраивают в секции боевых искусств…

Отстранение школы от нравственного воспитания в такой ситуации губительно для будущего страны. Но, особенно страшно, что от воспитания отстранен учитель — отстранен обязанностью продавливать ВПР-ные ОГЭ- и ЕГЭ-шные знания и тем обреченный на не-добрые отношения с учениками, отстранен обязанностью проводить массу навязанных мероприятий и отчитываться за каждое из них, отстранен обязанностью подчиняться вся и всем (в особенности далеко не добрым «маменьким сынкам», «папиным дочкам», скандальным родителям).

Каждый из нас взрослых является тем самым «богом-прогрессором» Стругацких на планете Земля. И что делать? Либо устраниться от этого мира во зле (пусть сами расхлебывают кашу, которую заварили!), либо остаться с этим миром.


Источник