Как вырастить самостоятельного ребёнка? Советы психолога

Родители часто боятся, что дети не смогут стать самостоятельными и самодостаточными и добиться в будущем успеха. Однако важно понимать, что самостоятельность ребёнка проявляется не только в навыках обслуживания (себя и других), но и в умении принимать решения, внимательно подходить к работе и брать на себя ответственность за полученные результаты. Как этого достичь — читайте в статье от психолога портала «Где мои дети».

Какие они — современные дети: самостоятельные или инфантильные?

самостоятельный ли ребенок

Alinute Silzeviciute/Shatterstock.com

Современные дети сильно отличаются от своих предшественников — поколения родителей и бабушек. И дело не в том, что они какие-то «плохие», а в том, что окружающая действительность кардинально изменилась.

Само понятие «детство» появилось около ста лет назад. Лишь на протяжении века (а для истории человечества — это «капля в море») к этому периоду взросления учатся относиться особенным образом. У детей появляются права и свободы, общество всё меньше может влиять на их поведение — ответственность за воспитание полностью лежит на родителях.

Увеличение продолжительности жизни также внесло свою лепту: теперь первые 20 лет — это только начало, а никак не половина жизни. Также изменилось информационное поле, которое во всех красках рассказало людям, как может быть опасен этот мир, особенно для детей.

Наши дети больше не бегают «с ключом на шее», потому что на уровне закона прописано, что оставлять детей без присмотра нельзя. Современные устройства позволяют родителям в любой момент узнать, где находится ребёнок и успокоиться. Всё чаще родителям проще сделать домашние обязанности, не привлекая детей, ведь существует бытовая техника, которая требует грамотного управления, но и освобождает много времени — детям не нужно стирать носочки и полоскать тарелочки.

Конечно, в таких обстоятельствах дети всё реже проявляют самостоятельность. Но это не значит, что они на неё не способны.

Современные дети могут включить гаджеты, установить игру, разобраться в технических новинках. Они сами определяют свой стиль и умеют отстаивать свои границы. Они не боятся рисковать и пробовать новое.

Что такое самостоятельность ребёнка?

инициатива и самостоятельность детей

Taty77/Shutterstock.com

Так что же такое самостоятельность? Большинство родителей справедливо скажут, что это про умение обслужить себя (завязать шнурки, почистить зубы и т. д.). И это безусловно так, однако стоит отметить, что самостоятельность включает в себя и другие поведенческие аспекты:

  1. Инициативность. Ребёнок должен уметь действовать по собственному желанию, а не только по напоминанию взрослого. Например, если он пролил воду — сходить за тряпкой и привести стол в порядок без напоминания родителей.
  2. Ответственность за свои решения и поступки. Например, если вы договорились, что он смотрит два мультика и выключает телевизор — он это делает без вашего участия.
  3. Понимание, что успех в любом деле в первую очередь зависит от собственных усилий. Например, чтобы получить хорошую оценку в школе, надо добросовестно выполнить домашнее задание.
  4. Вера в собственные силы очень важна при формировании самостоятельности и адекватной самооценки. Ребёнку необходимо уметь грамотно оценивать свои возможности и приступать к решению проблемы без страха, что у него не получится, но учитывая возможные ограничения. Например, ребёнок хочет научиться ездить на двухколёсном велосипеде, он верит, что получится, но знает, что, скорее всего, придётся какое-то время потренироваться.

Как формируются навыки?

воспитание самостоятельного ребенка

EverGrump/Shutterstock.com

Любой самостоятельный навык проходит три этапа формирования:

  1. Этап подражания — ребёнок копирует поведение взрослых, старается выполнить задачу по образцу под присмотром родителя.
  2. Этап частичной самостоятельности — ребёнок выполняет небольшие куски работы самостоятельно, родители могут слегка подкорректировать действия.
  3. Этап полной самостоятельности — ребёнок самостоятельно выполняет работу, может добавить туда актуальные изменения, применить навык при необходимости в другой ситуации.

Например, сначала ребёнок смотрит, как мама подметает пол, берёт веник и старательно пытается повторить. Мама помогает взять веник правильно. На следующем этапе ребёнок сам берёт веник по просьбе родителей и старается подмести, родители помогают при затруднении. Спустя время ребёнок видит крошки, подметает пол и убирает веник на место. Так сформировался навык подметать пол.

Качества самостоятельного ребёнка по возрастам

К сожалению или к счастью, дети не рождаются полностью самостоятельными. Сперва это сильно зависящий от родителей маленький человечек, который с каждым днём будет учиться чему-то новому и пытаться решать проблемы без помощи взрослых.

Какие стадии (этапы) проходит ребёнок на пути к самостоятельности:

До 1 года

самостоятельные решения ребенка

Aleksei Mikhailechko/Shutterstock.com

Нельзя сказать, что ребёнок осознанно стремится к самостоятельности в этом возрасте, но он ежедневно и стабильно осваивает новые навыки — держать голову, переворачиваться, ползать, сидеть и ходить.

Да, на этом этапе ребёнок абсолютно зависим от родителей, но именно на первом году жизни закладываются очень важные качества личности, которые будут влиять на дальнейшую самостоятельность — доверие к миру и ощущение «я могу это сделать». Они исходят от поддерживающей реакции родителей на малыша.

Если каждое достижение встречать одобрением, а неудачу — словами поддержки «у тебя получится, я верю», то ребёнок будет стремиться двигаться дальше.

1,5—3 года

формирование самостоятельности ребенка

FamVeld/Shutterstock.com

Первое выражение самостоятельности — «Я сам!». Это может быть сказано вслух (если ребёнок уже начал говорить) или ярко продемонстрировано. Например, ребёнок отнимает носочек у мамы и старается натянуть его на ножку самостоятельно.

В этом возрасте ребёнок осваивает элементарные навыки — есть, пить, одеваться, умываться, пользоваться горшком. Конечно, все дети развиваются с разной скоростью: кто-то, например, научится пить из чашки на несколько месяцев позже; но здесь важно поддерживать желание ребёнка к самостоятельной активности. Любой навык проходит три этапа формирования: родители показывают, как правильно, родители помогают, ребёнок делает сам.

Читайте также Ребёнку 3 года: возраст «почемучки» и первый кризис развития.

3–5 лет

виды самостоятельности ребенка

Natabel/Shutterstock.com

Первый этап отделения от родителей. Ребёнок начинает осознавать себя личностью со своими желаниями и возможностями. Здесь очень важно объяснить ребёнку чёткие и понятные границы дозволенного, дозировано выдать обязанности и дать определённую свободу действий.

К пяти годам ребёнок способен самостоятельно прибрать комнату, участвовать в приготовлении обеда (например, расставить тарелки, слепить пирожок и т. д.) и уборке дома, накормить и убрать за домашним животным.

На этом этапе развитие самостоятельности чаще всего тормозят сами родители. У детей, как правило, не получается делать всё правильно и быстро, и взрослые для облегчения своей жизни стараются сделать всё по максимуму сами. Например, ребёнок хочет налить молоко в стакан, мама знает, что будет лужа и её нужно будет убирать, поэтому ей проще и быстрее сделать все самой — в результате ребёнок снова и снова получает запрет на «самостоятельный» стакан молока. Пройдёт какое-то время, и ребёнок откажется от идеи что-либо делать своими руками, ведь рядом есть человек, который «сделает лучше».

Важно акцентировать внимание на успехах и стараться не «взрываться» из-за очередной неудачной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно.

6–12 лет

самостоятельность ребенка

Aleksey Kurguzov/Shutterstock.com

В дошкольный и младший школьный период у ребёнка меняется ведущий тип деятельности с игрового на учебный. Примерно в возрасте 6-7 лет на передний план выходит осознанное желание постигать новое — ребёнок идёт в школу и учится учиться. Родители всё ещё важны для него, но уже в меньшей степени.

Ребёнок учится планировать своё время, нести ответственность перед чужими людьми (например, объяснить учителю, почему он не выполнил домашнее задание).

К началу подросткового возраста ребёнок без напоминания должен уметь:

  1. Делать домашние задания.
  2. Выполнять домашние обязанности по договоренности с родителями (например, выносить мусор, наводить полноценный порядок в своей комнате, мыть посуду и т. п.)
  3. Ухаживать за питомцем.
  4. Следить за своей гигиеной и чистотой своей одежды.
  5. Знать нормы поведения в обществе.
  6. Уметь самостоятельно передвигаться по своему городу (в школу, на занятия).

Этот период самый удачный для формирования полезных привычек самостоятельного ребёнка. В подростковом возрасте добиться результата будет гораздо сложнее.

Начните доверять ребёнку — отпускайте его в соседний магазин, на прогулки с друзьями недалеко от дома, до школы и обратно, если она в пешей доступности. А чтобы не надоедать ему звонками и СМС, наденьте на него детские GPS-часы или установите приложение «Где мои дети».

12+ лет

почему дети не самостоятельны

s_oleg/Shutterstock.com

Подростковый возраст — время отвечать на вопросы «кто я» и «что я могу». В этот период ребёнок учится принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои слова и поступки. Подросток становится взрослым человеком — именно поэтому на всех предыдущих этапах важно было давать ребёнку проявлять свою самостоятельность, чтобы сейчас он смог раскрыться как ответственный и инициативный человек.

Конечно, подростковый возраст не обходится без конфликтов и споров с родителями. Поощряйте конструктивные беседы: аргументируйте свои слова и внимательно выслушивайте ответ подростка. Только так вы сможете понять его и помочь найти правильное решение.

Советуем к прочтению Этот трудный возраст: как помочь детям и родителям пережить подростковый период?

Почему дети не самостоятельны?

качества самостоятельного ребенка

fizkes/Shutterstock.com

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был ответственным, инициативным и самостоятельным. Однако, к сожалению, далеко не все дети соответствуют столь высоким запросам. Всё чаще мы видим «безынициативных и ленивых» детей, которые «только и могут сидеть в телефоне или шататься по улице». Откуда они берутся? Ведь малышами они все были любознательными, помогали маме, везде и всюду хотели быть лучшими.

Как правило, самостоятельность блокируют сами родители. Перед вами топ-7 фраз, которые мешают развитию ваших детей.

«Давай я лучше сделаю сама»

Родители часто делают то, что в состоянии сделать сам ребёнок. Это понятное стремление проявить заботу, сделать быстрее и лучше.

Однако это эффективно только здесь и сейчас — в перспективе вы получаете детей, не способных прибрать свою комнату, разогреть себе еду и выбрать свой жизненный путь, ведь «мама всё равно всё делает лучше».

«Молодец, но я только чуть-чуть поправлю»

После этой фразы родитель переделывает всё за ребёнка (перемывает посуду у него на глазах, перезаправляет кровать и т. д.). Таким образом вы обесцениваете детский труд и снижаете самооценку ребёнка. В следующий раз он не захочет этого делать.

«Давай помогу»

Ребёнок не просил вашей помощи, но вы уже стоите за спиной, готовые «причинить пользу». Умение просить о помощи — это тоже навык, которому надо учиться.

Опережая запрос, вы приучаете ребёнка к тому, что мир по определению ему должен помогать. Но ведь по жизни это не так. Никто не будет читать его мысли и прибегать на помощь просто так.

как сделать ребенка самостоятельным

Fabio Principe/Shutterstock.com

«Какой у тебя бардак, я сейчас наведу порядок»

Не стоит вторгаться в личное пространство ребёнка и наводить порядок в его вещах. Начиная с самого раннего возраста, когда ребёнок понимает простые просьбы «дай», «отнеси», «положи», учите его собирать игрушки в коробку и постепенно отпускайте ситуацию.

Все, что вы можете сделать для своего подростка — это помочь подобрать удобную систему хранения вещей и договориться о том, что такое порядок. Дальше его территория — его зона ответственности.

Читайте также Как научить ребёнка убирать за собой и помогать по дому?

«Опять разлил воду! Не трогай, если не умеешь!»

Не стоит ругать ребёнка за попытку сделать что-то самостоятельно. Похвалите за порыв, пожалейте за неудачу, скажите, что у него обязательно получится и покажите, как надо.

«Ты должен. Я так сказала»

При такой тоталитарной системе отношений ребёнок вырастет послушным и безропотным, но и абсолютно несамостоятельным.

«Ой, ты забыл сделать доклад на завтра, я ночью всё сделаю»

Такая ситуация может возникнуть только в одном случае: обычно у вас идеальный самостоятельный ребёнок, но сегодня что-то пошло не так, и этим одолжением вы готовы помочь близкому человеку. Но если это систематическое спасение ребёнка в последний момент, то вы оказываете ему медвежью услугу: не показываете ему последствий его действий или бездействия.

Каждый раз принимая решение сделать что-то за ребёнка, ответьте себе на несколько вопросов: он слишком маленький, чтобы это сделать? Он меня об этом попросил? Это мое желание упростить себе жизнь? Что я хочу получить впоследствии? И только потом принимайте решение.

Воспитание самостоятельного ребёнка. Советы психолога

самостоятельный ребенок

Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Самое важное в воспитании самостоятельности — своевременность. Не стоит требовать от ребёнка того, что он не способен выполнить в силу возраста. Например, заправить кровать в три года довольно сложно — тяжёлое и большое одеяло просто не уложить аккуратно маленькими ручками. Но к пяти годам это вполне посильный навык.

Перед вами несколько правил, соблюдая которые, вы сможете вырастить самостоятельного и уверенного в своих силах человека:

  1. Всегда интересуйтесь желаниями ребёнка: что будешь на обед, во что хочешь играть, где будем гулять. Если ресурсы ограничены, вы можете предложить альтернативный выбор «это или это». В любом случае, ребёнок должен знать, что он хочет, уметь делать выбор и принимать последствия (если выбрал манную кашу, то и есть придётся манную кашу).
  2. Делайте акцент на успехе и стремлении к самостоятельности, а не на ошибках. Все мы ошибаемся. И дети тоже. Но с каждым разом у ребёнка будет получаться всё лучше.
  3. Пользуйтесь принципом «помоги мне это сделать самому». Создайте условия, при которых ребёнку будет проще освоить навык, но не делайте это за него. Например, ребёнок учится наливать воду из бутылки в чашку. Дайте ему маленькую бутылочку, которую ему легче удержать в ручках.
  4. Дайте ребёнку свободное время. Не пытайтесь занять его делом 24/7. В свободное время ребёнок сам находит себе занятие, учится чувствовать свои желания и проявлять инициативу.
  5. Советуйтесь с ребёнком. Привлекайте его к семейным обсуждениям. Пусть сначала это будут простые решения: «Куда пойдём в воскресенье — в музей или в зоопарк?». В подростковом возрасте вы сможете обсудить с ним особенности ремонта или семейный отпуск.
  6. Будьте позитивным примером. Учитесь брать ответственность за свои поступки на себя, показывайте, чем вы увлекаетесь, какие цели и задачи перед собой ставите и как их достигаете.

Отдельно хочется сказать про финансовую грамотность. Это очень важная составляющая самостоятельной и ответственной жизни.

Расскажите ребёнку, откуда берутся деньги, на что они уходят. Выделите деньги на карманные расходы для ребёнка, чтобы он учился грамотно ими распоряжаться.

Как правило, у самых заботливых родителей вырастают самые ленивые дети и наоборот. Как так получается? Всё очень просто: «ленивые мамы» вложились в воспитание ребёнка на ранних этапах — научили завязывать шнурки и заправлять кровати. Они мечтали, что в один прекрасный день ребёнок всё будет делать сам.

«Заботливые мамы», наоборот, всю любовь ежедневно вкладывают в хлопоты за членов семьи — чтобы все были сыты и одеты, чтобы семья жила так, как удобно маме. Обе модели поведения имеют право на существование. Вопрос лишь в том, какой результат вы хотите получить.

Источник фото обложки: Kabachki.photo/Shutterstock.com


Источник