Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Анна Константинова, преподаватель биологии ГАПОУ МО КМК (Мурманская область), делится своей историей пути в профессию и впечатлениями от работы.
От мечты к реальности
В школе я хотела стать стоматологом, шла к своей мечте — усиленно занималась биологией и химией. С последней были трудности, поэтому в день сдачи ЕГЭ я просто на него не пошла: к знала, что не наберу нужный балл, а портить сертификат не хотелось.
Из-за этого круг специальностей резко сузился. С результатами трех экзаменов (два обязательных и биология) я поступила в ПетрГУ на биолога. Учиться очень нравилось, ведь специальность была тесно связана с медициной. После вуза я собиралась пойти работать в клинико-диагностическую лабораторию, где проходила преддипломную практику, но на 4 курсе у нас появился предмет «Методика преподавания биологии». И вот тут я резко пересмотрела свои планы на жизнь: решила стать педагогом.
Первые трудности
После университета я устроилась в школу учителем-предметником химии (диплом позволял), но так как у меня не было педагогического образования, пришлось доучиваться. И здесь я столкнулась с первыми трудностями.
Смогу ли учиться и работать? Как распределить время? А как вести урок? Что говорить? Как всех запомнить? Как отреагируют дети? Я же сама похожа на школьницу! Воспримут ли они меня? Будут ли слушаться?
Ну и вдобавок нужно готовиться к следующему уроку, проверять работы, а после всего этого еще садиться за свою учебу, читать лекции, выполнять домашние задания.
Мой первый урок выпал на субботу. Хорошо что он был первым по расписанию — дети были бодрые. Зашла я в класс, коленки тряслись, но на удивление все прошло хорошо. Рассказала какие у меня требования, провела урок, объяснила новую тему и была приятно удивлена тем, что дети всё поняли…
Для меня был самый большой страх, что, придя домой или на другой урок, дети начнут говорить, что ничего не понятно. Ведь до меня был другой учитель, соответственно, они уже привыкли и к другим требованиям и к другой подаче материала. К тому же, тот учитель был с большим опытом работы и в преподавании, и в науке, а я, грубо говоря, работала не по специальности и без педагогического опыта.
Дальше становилось только труднее, «давила« учеба, появились трудности на работе. Началась пора отчетов, выставлений четвертных оценок. Если с ними еще понятно, то как выставлять оценки за домашнее задание? Как оценивать устный ответ на уроке? Ведь педагогического образования нет! Оно в процессе! Тут начинается самое интересное: «Почему мне 3, а ему 4?», «Ну задайте мне еще 200 вопросов, я отвечу», «К доске не пойду!»
Потом пришло время разработки рабочих программ. Как это делать? Меня этому не учили! Что за непонятные слова в рекомендациях?
Но и с этим я справилась: где-то помогли коллеги, кто-то посоветовал нужную литературу, а некоторые сидели со мной до вечера, объясняя как, куда, что вписывать.
Ошибки начинающего педагога
Самая главная ошибка педагога, на мой взгляд, это допущение панибратства. Это касается как и молодых учителей, так и взрослых, но именно тех, кто пришел работать в школу/колледж/техникум/вуз первый раз.
Дети улавливают характер педагога и им управляют. А каждый педагог хочет быть для своих учеников лучшим, чтобы о нем хорошо отзывались, чтобы не боялись ходить на урок — и вот тут-то рождается ошибка. Пожалел раз, не поставил двойку за домашнее задание — пожалеешь и второй раз, а потом третий, четвертый, пятый, и ребенок уже сел на шею. Не поругал за плохое поведение — значит, так можно делать, а потом дисциплина оказывается на нуле.
Еще одна ошибка — это «любимчики». Вот этот ребенок все делает правильно, а у этого то ошибка на ошибке, то вообще ничего не сделано. Одного люблю, другого не люблю. Нельзя выделять кого—то одного, нужно ко всем относиться одинаково, а так же выяснить причину: почему у ребенка такая проблема с предметом, почему он не понимает? Может ему дома мешают заниматься? А может у него тяга совершенно к другой науке, где он «ас»? Так можно за счет межпредметной и метапредметной методики влюбить его в ваш предмет!
Сменила работу, а профессию оставила
Через некоторое время я решила уйти из школы, так как получив образования педагога, я взвесила все «за» и «против» и поняла, что химия — это не мой конек. Я могу преподавать, я люблю преподавать, я не боюсь публики, я могу провести доступный и понятный урок в любом классе, но только не в этой науке — не лежит к ней душа, не люблю ее. Ушла в медицинский колледж, преподаю анатомию, биологию. Эти науки мне очень близки, ведь именно их я изучала в вузе.
Здесь тоже есть свои трудности в работе по сравнению со школой, их больше, но опять же, ко всему нужно привыкнуть. То, с чем я столкнулась в самом начале, сейчас для меня просто «пшик»!
Первый урок прошел хорошо: все-таки студенты — более взрослый контингент учащихся, да и не зря я упомянула «медицинский колледж»: абы кто, туда учиться не пойдет, должен быть интерес к профессии и большая ответственность, ведь на кону жизнь людей. Как мы научим, так потом нас же будут лечить!
Учитель — это призвание
Я люблю свою профессию. Мне нравится преподавать, нравится учить чему-то новому. Приходят на свой первый урок несмышленыши, а уходят с последнего профессионалами! Приятно то, что весь твой труд оценен и преподавателями, которые работают с этими же студентами на старших курсах, и работодателями. Довольна тем, что насколько я выкладываюсь на занятии — столько же и получаю в ответ.
На вопрос «Учитель — это призвание, или профессии можно научиться?» я отвечу: да, это призвание! Обучать детей нужно от души! Можно получить педагогическое образование, но можно не научиться преподать материал, не понять ребенка, не найти с ним общего языка.
А еще мне кажется, что молодому поколению проще влиться в профессию «учитель», так как молодежь более подкована в информационных технологиях, у них больше сил и энергии для развития детей и себя.
В завершении хотелось бы сказать: если вы хотите видеть плоды своих трудов, любите совершенствоваться и изучать что-то новое, а потом нести это в массы, то добро пожаловать в педагогику!