Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Следственный комитет РФ предложил заменить классных руководителей тьюторами или воспитателями. По мнению представителей ведомства, это поможет тщательнее работать с детьми, знать все оттенки взаимоотношений между одноклассниками и, в частности, предотвратить новые случаи насилия в школе. Вместе с учителями из сообщества Педсовета разбираемся: в чем проблемы с должностью классного руководителя и поможет ли инициатива СК их решить.
Зачем нужны изменения?
В Следственном комитете считают, что классные руководители не успевают уделять достаточно внимания ученикам. Это приводит к тому, что педагоги не следят за взаимоотношениями в классе, не обращают внимание на проблемы, возникающие у ребят. Представитель СК Виктор Свечинов уверен, что в этом одна из причин появления «школьных стрелков». По его словам, в 70 процентах случаев одноклассники подозревали, что может случиться беда, а учителя этого не замечали.
Классные руководители действительно не всегда успевают работать с детьми. На экспертной сессии в Нижегородском педагогическом университете им. Козьмы Минина педагоги, ученые и чиновники пришли к выводу, что классрукам мешает высокая учительская нагрузка, большое количество отчетности.
Ксения Качаева, учитель начальных классов, Новочернореченский:
«На долю классного руководителя выпадает много дополнительных обязанностей: участие в школьных и дистанционных конкурсах, мероприятиях. И ведь все важны, правда, для администрации, а не для детей и педагога. Прибавим контроль за посещаемостью, сбор справок, шалости, драки, разборки. Общаться с родителями приходится практически в любое время суток, если изначально не были определены границы. Плюс обилие документации: личные дела, журнал, план воспитательной работы, отчеты о летней занятости, о мероприятиях, характеристики учеников по требованию ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии — прим. ред.), прокуратуры, соцзащиты».
Кроме того, классные руководители не всегда сразу готовы к новым обязанностям — ведь часто их назначает школа, не учитывая педагогический опыт и склад характера.
Мария Прохорова, учитель иностранных языков, Комсомольск-на-Амуре:
«Четыре года назад мне, как олимпийский факел, вручили классное руководство в классе школы-интерната, после уроков в котором я полдня еще морально восстанавливалась. Ученики на тот момент были всего лишь пятиклашками. Все коллеги за спиной перешептывались: где ж я так провинилась, что эти супершкодные детки достались именно мне».
Поэтому СК предлагает заменить классных руководителей специально выделенными воспитателями или тьюторами. Это поможет лучше понимать проблемы детей, взаимоотношения внутри классного коллектива и предотвращать насилие в школах.
Что думают учителя?
Педагоги к инициативе СК пока относятся скептически. Первый вопрос: где школе взять деньги на еще одну штатную единицу? Ведь на сумму, которую за классное руководство получают предметники, прожить сложно.
Сергей Минденко, учитель физической культуры, Красноярск:
«Следственному комитету следовало бы подумать, как можно выжить на ставку, которую дадут классному руководителю. Никто не пойдет работать за зарплату, которой хватит на проезд до работы. В школе катастрофически не хватает учителей, а хотят еще одну единицу добавить».
В некоторых учебных заведениях из-за недостатка средств даже отказались от уже существовавшей практики тьюторства.
Елена Яковлева, учитель английского языка, Санкт-Петербург:
«Когда я пришла работать в гимназию в 1996 году, у нас была система тьюторов и работала отлично: у каждого было по два класса. Но ее упразднили из-за уменьшения финансирования».
Педагоги также опасаются, что на «новых» классных руководителей ляжет полная ответственность за все действия учеников.
Вадим Полюга, преподаватель философии и фехтования, основатель образовательного центра i3, Новосибирск:
«Теперь тьютор — расстрельная позиция: если стрельба в школе повторится, то будет конкретный виноватый, на которого и повесят всех собак».
Кроме того, учителя и специалисты отмечают, что работа классного руководителя и тьютора в принципе отличается.
Алена Павленко, тьютор, учитель русского языка, Московская область:
«Функционал классного руководителя совершенно отличается от задач тьютора. Классрук контролирует учебную успеваемость, организационные моменты и требует результаты. Тьютор может помочь направить ученика, предложить ему увидеть свой путь (с помощью научных методик), рассказать, как добиваться цели. Но не требовать и не контролировать.Это разные социальные роли и позиции по отношению к ребенку».
Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессор МГПУ:
«Когда предлагаются новые должности, важно понимать, предполагается ли новая деятельность. Если просто изменить название, ничего не произойдет. Классный руководитель и так выполняет воспитательную функцию, но, конечно, не в полной мере, потому что занимается этим несколько часов в неделю. Если освоодить классного руководителя, то он может справиться с воспитательными задачами.
Но тьютор не занимается воспитанием, он сопровождает индивидуальную образовательную программу каждого ребенка, помогает с мотивацией, определяет способности каждого ребенка. Такая функция в школе напрямую сейчас не реализуется, хотя сама по себе она очень важна, поскольку помогает преодолеть отчуждение от школы. Это отдельная специальная работа и сейчас у нас не хватит тьюторов на каждую школу. Можно обучить классных руководителей, но это задача не одного дня».
И главное, далеко не все классные руководители готовы отказаться от своих обязанностей, несмотря на проблемы, с которыми они сталкиваются.
Ольга Тилина, учитель русского и литература, Богородск:
«За свою профессиональную жизнь я вела несколько классов и после всех остались самые замечательные воспоминания. Трудности были, и встреча с участковым была — все было, но это связано с возрастом детей, и я ни разу не пожалела. В таких случаях даже возникало чувство ревности — как это про моих зайчиков и котиков могут сказать, что они какие-то не такие. Когда я работала заместителем директора, все время скучала по классному руководству — завучу же оно не положено».