Педсовет
Фотографии: Pexels. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Руководители часто грозят провинившимся подчиненным лишением премии и различными административными взысканиями, а учителя торопятся наказать учеников за проступки. Хотя практика показывает, что похвала и положительное подкрепление работают намного лучше. Как правильно хвалить и критиковать, рассказывает психолог с опытом работы на руководящей должности Павел Быков.

Хвалить подчиненных — будь то рабочий коллектив или класс в школе  — нужно всегда, когда для этого есть повод. Пусть даже небольшой. 

Например: коллектив/класс получил задание подготовить мероприятие и справился с ним в поставленные сроки. За это стоит похвалить: «Вы молодцы, всё сделали вовремя». 

Мысль банальная, но на практике многие руководители поступают иначе: дают оценку работе подчиненных, только если что-то пошло не так. А выполнение плана считают нормой, не заслуживающей похвалы.   

Может ли похвала навредить? Может, если руководитель забывает о нескольких простых правилах:

  • Не перехваливать. Это так же вредно, как и излишне критиковать. Человек становится неспособен адекватно воспринимать какие-либо замечания, в дальнейшем это часто приводит к конфронтации с руководителем, который хвалил.
  • Не выделять любимчиков. Руководитель должен быть объективным. Есть правило: выделяя одного — выделяй других. Важно не забывать обо всех, кто имел отношение к достижению результата, а не ограничиваться поощрением одного «ответственного». В противном случае коллектив быстро объединится против любимчиков начальника.  
  • Не манипулировать. Похвала должна побуждать человека к действиям в интересах всего коллектива. Если же, поощряя подчиненного, руководитель ищет выгоды для себя, — это уже манипуляция. 

У человека, которого похвалили, повышается самооценка. Он осознает, что ценен и значим, что его достижения видят. Это мотивирует его стараться и достигать успехов в дальнейшем. Однако бывают ситуации, когда критики не избежать. В этом тоже нет ничего ужасного — но важно соблюдать определенные правила для того, чтобы критика не превратилась в ругань и действительно дала результат. 

Как критиковать правильно

  1. Говорить наедине. Критика при посторонних людях ощущается как публичное унижение, все сказанное будет восприниматься в штыки. 
  2. Говорить спокойно. Руководитель должен говорить спокойно и рассудительно, ни в коем случае не повышать голос. Если преодолеть раздражение не удается, лучше отложить беседу. 
  3. Перевести промах в понятие ошибки: мол, все мы люди, все ошибаемся, это нормально. Ошибка — это опыт, на ошибках мы учимся.
  4. Выслушивать аргументы: это поможет разобраться в ситуации, увидеть заблуждения ученика или сотрудника. Разбирать проблему следует по отдельным вопросам, необходимо делать паузы, давая собеседнику возможность отвечать. 
  5. Указывать на последствия ошибки: например, из-за проступка ученика пострадает весь класс, а взрослый коллектив лишится премии. Так человеку будет легче понять, что критика в его адрес обоснованна.
  6. Предложить написать объяснительную. Прием, придуманный в советское время, и актуальный по сей день: когда человек садится и описывает ситуацию, он начинает воспринимать ее по-другому, отвечает на вопрос: «Почему это произошло?» и зачастую сам начинает видеть свои ошибки. 
  7. Найти, за что похвалить. «Вот здесь ты, Петров, ошибся, а вот здесь молодец, здорово придумал». Так вызванный на ковер перестанет сопротивляться и начнет воспринимать высказываемые в его адрес замечания.

Источник