Когда опека во вред: чем опасны сверхвключенные родители и как с ними работать учителю
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Папа, расписавший жизненный путь своего ребенка буквально с рождения, мама, готовая за сына выяснять отношения с одноклассниками, или бабушка, ограждающая внучку от любой работы по дому, — это яркие представители «сверхвключенных» родителей. Такая забота о будущем и настоящем любимого чада — на самом деле, «медвежья услуга». О том, как и чем вредят ребенку слишком вовлеченные родители, рассказывает профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Наталья Авдеева.

Что такое «сверхвключенное родительство» 

«Сверхвключенное родительство» — это негативная модель распространенной родительской практики под названием «интенсивное родительство».

Само по себе интенсивное родительство психологи оценивают позитивно. Мамы и папы вовлечены в воспитание ребенка: они проводят с ним много времени, интересуются его успехам в школе, стараются  обеспечить разностороннее развитие (кружки, спортивные секции, походы в театр, на выставки  и пр.). Такие родители поддерживают взаимодействие с педагогами, вовлечены в школьную жизнь, участвуют во внешкольных мероприятиях.

Однако, внутри это модели существуют неблагоприятные родительские практики воспитания — это случаи так называемого «сверхвключенного родительства», которые получили название «микроменеджмент» и «вертолетное родительство» (англ. «helicopterparenting»).

В модели  «микроменеджмент» родители планируют жизнь своего ребенка до мельчайших деталей — от первых шагов до поступления в университет. Параллельно они пытаются уберечь своих детей от опасностей реального мира, контролируя каждый их шаг.

В модели «вертолетного родительства» мама или папа  подобно вертолету «парят» над своими детьми, всегда готовы прийти на помощь, избавить ребенка от любых проблем и трудностей.       

Обе эти модели не способствуют психологическому благополучию ребенка. Исследование сверхопекаемых подростков показало, что они отличаются пониженной самооценкой, несамостоятельностью в действия и принятии решений и низкой способностью демонстрировать лидерство.

Кроме того, сверхвключенным типом родительства приводит к проблемам с эмоциональной регуляций у молодых людей: депрессией, тревожными расстройствами,  употреблением лекарственных препаратов (антидепрессантов). 

Молодые люди, которых опекают родители, испытывают сложности перехода с одной стадии взросления на другую, сталкиваются с проблемами во всех сферах жизни, боятся вступать в собственные долгосрочные отношения. 

Чем опасны родители-«вертолеты» и родители-«менеджеры»

Детям, которые испытывают сложности в обучении, повышенное родительское внимание и включенность идет на пользу. Но в большинстве случаев обе модели воспитания снижают мотивацию к обучению и самооценку. Особую опасность несут такие особенности «сверхвключенного родительства», как завышенные ожидания и гиперопека.

Негативные последствия завышенных ожиданий:

  • нездоровый перфекционизм

Исследователи еще называют это явление «неадаптивным перфекционизмом». Он возникает в семьях, в которых  ребенок может претендовать на любовь только в случае его школьных успехов. 

  • сложность самоопределения

Происходит замена внутренних стимулов к учебе внешними, навязанными родителями.

  • боязнь допустить ошибку

Дети могут бояться ошибиться и при этом винить себя в том, что они несовершенны.  Это происходит из-за того, что родители слишком критичны и своими словами или действиями убеждают детей в том, что они не способны сделать что-то хорошо.

Негативные последствия гиперопеки:

  • «выученная беспомощность»

Привыкшие к постоянной стимуляции и подкреплению, дети рассчитывают на постоянную помощь со стороны родителей и преподавателей. 

  • отсутствие интереса к учебе

Чем больше родитель помогает ребенку, тем больше ребенок нуждается в его помощи. У него пропадает мотивация, и он уже не в состоянии сам понять материал и выполнить задание

  • тенденция к прокрастинации

Зная, что им в конце концов придут на помощь дети даже не пытаются выполнить задание. Так вырабатывается привычка откладывать все «на потом».

Как учителю работать со «сверхвключенными» родителями

Педагог может определить, что перед ним «сверхвключенные» родители, по следующим признакам: 

Такие родители:

  • посещают все собрания и дни открытых дверей;
  • часто контактируют с учителями по поводу успеваемости ребенка; 
  • беспокоятся о его достижениях и успехах, готовы сделать задание вместо него ради высокой оценки;
  • просят учителя «спросить еще раз», «исправить оценку»  на более высокую; 
  • звонят учителю, чтобы узнать домашнее задание; 
  • говорят о воспитании ребенка как главном деле их жизни.

Контакт со сверхвключенными родителями нужно выстраивать осторожно. 

Стоит сперва проявить уважение к их заботе о ребенке, рассказать о его способностях и достижениях в учебе, сильных сторонах и перспективах. А затем  обсудить с родителями, чего не хватает для его дальнейшего продвижения, какие условия помогают, а какие мешают его успешности в учебе и школьной жизни. 

Главная задача —  помочь родителям осознать, что опеку нужно ограничивать, развивать самостоятельность ребенка,  поддерживать его инициативность и автономию.


Источник