Когда похвала мешает развитию ребёнка и чем её заменить
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Детям, как и взрослым, нравится, когда их хвалят. При этом исследования показывают, что у этого метода есть и плюсы, и минусы. Разбираемся, чем опасна похвала, как ее правильно подавать ребенку и чем можно заменить. 

Чем опасна похвала

Снижает самооценку

Эдди Браммелман, исследователь детского развития, доцент Амстердамского университета, пришел к выводу, что, желая помочь, иногда взрослые неосознанно вредят детям. В ходе его эксперимента ребенок выполнял тест на определение уровня самооценки, затем решал 12 математических задач, а родитель оценивал успехи. Браммелман выяснил, что дети, которые получали завышенную похвалу, чаще показывали низкие результаты по самооценке. Ученый объяснил это тем, что дети трезво оценивали свои успехи и не чувствовали в себе тех сил, которыми восхищались родители. В жизни это грозит тем, что ребенок в принципе откажется от выполнения каких-либо задач, чтобы не испытывать неудач и не слышать неискренней похвалы. 

Снижает самостоятельность

В книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» профессор психологии Кэрол Дуэк раскрывает связь между похвалой за умственные способности и мотивацией к решению сложных задач. Ребенок, который привык к частым наградам, теряет настойчивость и готов бросить свое занятие, не получив похвалы. Логика такова: новое — это всегда ошибки, а за них взрослые не поощряют. Значит, лучше сделать то, что уже хорошо получается — тогда награда гарантирована. В итоге ребенок недополучает опыт, не развивает навыки, выбирает слабых соперников.

Перестаёт получать удовольствие от процесса

Психолог, эксперт в области образования Альфи Кон в статье «Пять причин перестать говорить «Хорошая работа!» сравнивает похвалу с зависимостью. Если ребенок «подсаживается» на похвалу, то перестает заниматься ради приятных ощущений и новых открытий. Чаще всего это случается с дошкольниками и учениками в «началке». Они так сильно прислушиваются к авторитетному педагогу, что готовы учиться еще и еще, только чтобы их отметили. В итоге они устают, перестают прислушиваться к себе и даже способны отказаться от любимого рисования, если их хвалят только за спорт. 

Как правильно хвалить

Учитывать уровень развития

При похвале важно учитывать возраст и ситуацию: годовалому ребенку пойдет на пользу похвала за собранную пирамидку, а пятилетка, скорее, не поймет, почему вы вообще обратили на это внимание. Лучше хвалить за то, что для ребенка трудно и для чего действительно пришлось приложить усилия. Например, за собранный пазл из 1000 кусочков. Такое и правда под силу не каждому взрослому. 

Быть искренним 

Дети остро реагируют на «молодец», брошенное равнодушным тоном. Если вы не видите вклад ребенка в дело, не восхищены им — не хвалите. Но и не оставайтесь равнодушными. Возможно, что вы правда не понимаете усилий, которые приложил ребенок. Спросите его, как он, например, создал деревянный самолет, что ему было сложно, чем он гордится. 

Хвалить за то, что соответствует ценностям 

Например, в вашей семье принято не разговаривать с незнакомцами и ребенка хвалят, если он избегает лишних социальных контактов. Если его начать хвалить за то, что он сам задает вопросы чужим людям или идет им на помощь, то он не поймет, почему сменился вектор. Лучше выстроить единую линию воспитания и подкреплять похвалой только те поступки, которые ей соответствуют. И объяснять, что безопасность вы цените выше, чем способность задавать вопросы о верном маршруте или умение вежливо разговаривать с незнакомцами. 

Хвалить за рост и развитие 

Детей часто хвалят за «красивые щечки» и ангельский голосок. Но врожденных способностей не нужно добиваться тяжелым трудом, они или есть или нет. Тем более, что в такой похвале заложено сравнение: ты красивый, а другие нет. Иногда из-за этого ребенок начинает переоценивать себя. В дальнейшем это приводит к тому, что он будет слишком болезненно воспринимать критику и избегать неудач. Лучше сравнивать полученный опыт ребенка с предыдущим собственным опытом. Например, напомнить о результатах на прошлой олимпиаде и обсудить, за счет каких усилий он их улучшил. 

Как поддержать ребёнка без похвалы

Похвала — не единственный способ поддержать ребенка. В разных ситуациях уместны разные способы поощрения, которые сработают даже лучше, чем дежурное «молодец».

Разрешать рисковать

Когда ребенок научился залезать на высокое дерево, он, возможно, захочет с него спрыгнуть или слететь на тарзанке. Если взрослый признает его право на это, дает рискнуть, это означает, что он доверяет ребенку, замечает его развитые физические способности. Разрешайте участвовать в конкурсах, брать лишнее домашнее задание в ущерб выходным — это мотивирует ребенка сильнее, чем добрые слова. 

Давать ответственные задачи

Каждому ребенку хочется быть взрослым: открыть дверь своим ключом, самому расплатиться в магазине, заказать подарок в интернет-магазине. Каждая ответственная задача делает ребенка сильнее и помогает двигаться дальше. 

«Фиксировать» успех 

Если ребенок выиграл олимпиаду, пробежал свои первые 100 метров или собрал пирамидку с закрытыми глазами — сделайте фото на память, повесьте на стену диплом, отметьте победу пирожным. Такие приятные мелочи помогают запоминать достижения, а заодно превращаются в красивую семейную традицию. 

Благодарить 

Вместо «ты молодец» скажите ребенку «спасибо за то, что ты…» В благодарности нет оценки, но есть признание заслуг, признание своей зависимости — это делает ребенка взрослее и ответственнее. 


Источник