Когда занятие пошло не по плану: опыт начинающего репетитора
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Преподаватель английского языка Родион Осадчий рассказывает, как готовился к своему первому уроку в роли репетитора, почему все прошло не так, как он задумывал, и почему он этому рад.

Как и любой молодой учитель, в начале карьеры я боялся показаться неопытным и некомпетентным. Возможно, я переживал даже больше обычного, ведь моя специальность — переводчик иностранных языков: я не заканчивал педагогический вуз, не изучал теорию и методику преподавания. Поэтому к своему первому уроку я подготовился очень основательно: я пришел на него, вооруженный до зубов учебниками, пособиями, таблицами для усвоения грамматических правил и списками новых слов для изучения. 

Урок начался — и оказалось, что все мои запасы совершенно неактуальны. Ученик сообщил, что всё это уже есть в школе. Для него слишком это сложно и непонятно, он так не хочет, ему нужно учиться по-другому.

Несмотря на лёгкий ступор, я не растерялся и решил поэкспериментировать. Начал со знакомства и рассказа о себе:

«Hello! My name is Rodion! I am a teacher! I like to play football! Now you, please?».

В ответ ученик легко заговорил: рассказал об интересах, увлечениях и своих повседневных занятиях. При этом он быстро усваивал новые слова и фраза, всегда старался поддержать диалог. Урок прошёл очень открыто и позитивно. Ребенок остался в восторге от того, что он действительно умеет так много.

Это занятие четко открыло мне мои заблуждения:

  • ко всему подготовиться невозможно. Даже если ты закончил профильный вуз;
  • только от учителя зависит, будут ли его уроки приносить удовольствие ему самому и детям.   

К сожалению, даже опытные преподаватели порой стремятся указать ученику на его слабости. Из-за этого ребенок постоянно находится под давлением; обучение быстро надоедает, а урок превращается в сплошную муку — причём как для ученика, так и для учителя.

Мой первый (случайный) опыт помог с самого начала пойти по другому пути: я стал всегда подчёркивать сильные стороны ученика и на их фоне подтягивать слабости. Этот подход очень быстро оправдал себя: занятия стали интересными, насыщенными и плодотворными. 

Я набирался опыта на занятиях, методом проб и ошибок, и сейчас уверен, что могу быть хорошим преподавателем и без специального образования. Главное, хорошо знаю то, чему ты учишь, быть востребованным и — самое важное -любить свое дело. 


Источник