Конфликт школьных культур — дело тонкое
Фотографии: АГН «Москва» / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Для многих педагогов организационная культура школы — термин малопонятный. Между тем от характера сложившейся в учебном заведении оргкультуры зависит очень многое. Доктор психологических наук, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ, эксперт Президентской программы подготовки управленческих кадров в сфере образования РАНХиГС при Президенте РФ Витольд Ясвин рассказывает, как адекватная оценка сложившегося тип организационной культуры помогает руководству школ принимать правильные управленческие решения.

Что такое организационная культура школы и из чего она складывается

Организационная культура — это совокупность представлений о нормах поведения, способах действий, ценностей, которые разделяют большинство членов всего коллектива. Такая культура складывается из писаных и неписаных правил, привычек, закономерностей, поведенческих стилей. Это приоритеты, которые формируются и складываются постепенно, они  не прописаны ни в одной учебной программе, ни в одном официальном уставе, но при этом определяют ее индивидуальность

Можно выделить четыре основных типа организационной культуры:

1. Семейная

Ориентирована на человеческие ценности, на комфортные отношения между всеми участниками образовательного процесса. В такой школе все строится на взаимной поддержке, все направлено на человека — на учителя, на ребенка. В фокусе интересов — создание комфортных условий для каждого.

2. Инновационная

Логика этого типа культуры такова: «у нас все самое новое, самое современное, самое передовое, мы учились у лучших педагогов по лучшим методикам, у нас интерактивные доски и электронные учебники, мы молодцы».

3. Бюрократическая

Во главе угла — порядок,  большое внимание уделяется всем формальным сторонам учебного процесса — планам, отчетности. Это жесткий контроль и формализованность всех процессов.

4. Результативная

Этот тип оргкультуры ориентирован на внешние формальные результаты, скажем, результаты ЕГЭ и любых других внешних проверок. Здесь готовы пожертвовать какими-то другими ценностями, если это поможет занять верхние строчки рейтингов. Такие школы всегда ценятся социумом, поскольку конечный результат — это то, что могут увидеть и оценить все. 

Чем опасно столкновение оргкультур

При объединении разных учебных заведений во главе новой создаваемой организации становится школа, занимающая более высокие позиции в рейтинге.

Топовые школы чаще всего ориентированы на результативную и инновационную культуру, а присоединенные школы — на семейную и бюрократическую. Такая ситуация становится источником многих конфликтных ситуаций в новой структуре. К сожалению, руководство далеко не всегда это осознает, поскольку просто не оперирует такими категориями. 

Чаще всего администрация топовых школ принимается за дело с твердой убежденность, что все надо в корне менять. То есть возникают большие противоречия между топовыми школами и школами, которые были организационно к ним присоединены. При этом принципиальные различия в их организационных культурах, как правило, не учитываются.

Если нет понимания механизма происходящих процессов, директор топовой школы видит корень проблем в руководстве подразделения. Администрация школы-флагмана начинает предъявлять претензии руководителю подчиненной структуры — снимает его, замещает кем-то другим, но улучшений не происходит.

Дело в том, что этот конфликт с наскока решить невозможно, поскольку он не межличностный, а конфликт оргкультур. В такой ситуации руководство конгломерата должно адекватно оценить ситуацию, проявить гибкость и мудрость, уважение к традициям.

Оно должно трезво оценивать риски и проблемы, чтобы их минимизировать. Все нужно делать постепенно, осторожно и аккуратно, если цель — развитие системы, а не ее слом. Надо понимать, что одномоментно рушить весь мир присоединяемой структуры нельзя, это чревато затяжными социально-психологическими проблемами для всех участников процесса.

Какой тип оркультуры предпочтительнее

Вопрос о приоритетах — совсем неоднозначный. Семейная оргкультура, если оценивать ее не с точки зрения учебной успешности, а с точки зрения личностного развития, даже более благоприятна. Но оптимальный баланс, идеальная модель организационной культуры — «квадрат», то есть по 25% каждого из типов. 

Культура школы, как и любой другой организации, как правило, включает в себя элементы всех четырех типов культуры. Но чаще всего есть какая-то доминанта, перекос в сторону одного из названных типов. И здесь главный вопрос — определить соотношение этих типов в каждой конкретной школе и понять, какой из них доминирует.

Понимание типа, принятого в конкретном учебном заведении, помогает точнее оценить его потенциал, определить направления развития, принимать эффективные управленческие решения.


Источник