Кто такой успешный учитель и как им стать
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Заместитель директора по организации образовательной среды Новой школы, учитель математики и информатики Юрий Подкопаев рассказывает, как понять, что вы хороший учитель, и развить в себе педагогическую уверенность.

Что самое важное в работе педагога

Рассуждать об этом можно много. Педагог несомненно должен:

  • без труда выполнять все задания школьного курса по своей дисциплине; 
  • разбираться в темах на высоком уровне;
  • знать, к какому источнику обратиться, чтобы ответить на каверзный вопрос ученика;
  • уметь дополнить параграф учебника малоизвестным фактом или неожиданной интерпретацией понятия.

Но «успешность» учителя выходит далеко за рамки класса и предмета. Профессионалом своего дела можно стать, только если уметь взаимодействовать с учениками. 

Основное условие работы — правильно выстроенные отношения. И на первое место здесь выходят уважение к ребятам, внимание, теплота, принятие.

Показательными являются:

  • желание учеников контактировать с учителем, задавать ему вопросы о жизни и о предмете;
  • совместное времяпрепровождение, исследование города — поездки, походы;
  • личная мотивация ребят исправлять ошибки, посещать консультации, переписывать неудачную работу. 

«Сам я не уверен, что могу назвать себя успешным учителем. После некоторых уроков чувствую себя супернеуспешным, потому что не получилось раскачать, заинтересовать ребят. А в другой раз бываю очень доволен», — говорит Юрий.

Как учителю повысить свою уверенность

Есть несколько правил, которые учителю следует держать в голове, чтобы перестать сомневаться в себе и поднять профессиональную планку.  

  • Ошибаться — это нормально!

Ошибки, опечатки, оговорки абсолютно нормальны для любого человека, в том числе учителя. Учиться работать со своими ошибками, не бояться экспериментировать, исследовать, искать и открывать новое — одна из самых важных задач педагога в школе. Если в ошибке не признаться, но позже она вскроется, — ученик сам ее заметит, или это будут коллеги, родители — это хуже. Важно научиться отвечать за свои слова и научить этому детей.

  • Урок всегда может пойти не по сценарию.

Идти строго по плану урока кажется правильным, но часто именно благодаря гибкости учителя, его готовности подхватить неожиданно возникшую тему и присоединить ее к обсуждаемому материалу, занятие оживает, а мотивация ребят повышается. Поэтому лучше предусмотреть различные варианты развития событий: 

«Приятно двигаться на энергии учеников, которая возникла здесь и сейчас. Но важно помнить и про обратную сторону: если каждый урок отступать от плана, нарушается системность изложения, теряется связь между идеями. Ученикам будет сложно справляться с подобным хаосом».

  • Стимул познания — открытия.

Заинтересовать учеников предметом помогают открытия. Как только ученик почувствует удовольствие от интеллектуальных упражнений — выстраивания закономерностей, поиска оригинального решения — его азарт в обучении многократно возрастет, и этот подъем передается учителю. 

«Разумеется, все эти открытия должны быть специально подготовлены педагогом, запланированы, встроены в урок. Я, например, подбираю вопросы, на которые нелегко сходу ответить».

  • С задачами лучше справляется команда.

Подростки очень азартно работают в парах, тройках и более крупных командах. Здесь важно создать безопасную среду, учить их слушать друг друга и кооперироваться, распределять задачи. Навыки подобной работы и возможность получать от нее азарт приходят с опытом. 

«Важно регулярно давать ученикам работать в командах, например, выделить на это один урок в неделю. Также необходимо разработать систему оценивания или взаимооценивания, что эффективнее, но сложнее».

  • Мотивацию дает любовь.

Должно быть приятно прийти в класс заранее, настроиться на урок, приветствовать входящих в класс ребят, реагировать на их состояние, шутить, задавать вопросы про день и самочувствие. 

«Я люблю ходить по классу, люблю раздавать листочки с индивидуальными заданиями, чтобы те, кто работает быстрее, могли бежать вперед. Когда кто-то решает задачу у доски, я сажусь на его место и аккуратным почерком записываю его действия в тетрадь. Мне нравится задавать домашние задания, состоящие из обязательной части и необязательной, ведь некоторых детей нужно нагружать сверх нормы. В конце каждого триместра или полугодия я пишу письма ребятам о том, как вижу их прогресс на наших уроках. В Новой школе мы делаем это на всех предметах, но я так поступал и на предыдущих местах работы. Мне кажется важным вступить с учеником в диалог, сделать его соучастником обучения».

5 советов учителям

  1. Хорошим учителем можно стать, если не только отлично знать свой предмет, но и иметь широкий кругозор, владеть метапредметными навыками.
  2. Мотивация учеников возрастает, если применять изучаемую тему к окружающей действительности или привносить элемент соревнования — математические бои, различные типы олимпиад и конкурсов. Ученикам любых возрастов очень нравится отвечать на вопросы в викторинах (типа kahoot). Важно внедрять их плавно, предлагать ребятам, а не насаждать. 
  3. Урок пройдет гораздо интереснее, если включить в него значимых для ребят взрослых — классных руководителей, родителей.
  4. Чтобы не страдать синдромом самозванца, нужно радоваться за учеников, если они что-то делают лучше — программируют или находят более изящное решение задачи. Научитесь испытывать гордость за них. 
  5. Не стоит возносить себя на пьедестал, с высоты которого трудно признавать свое несовершенство. Нужно дать ребятам понять, что и у них, и у педагога есть право на ошибку.

Источник