Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Какие новшества стоит внедрить, какие традиции — сохранить, и что считать краеугольным камнем обучения? Своим мнением на этот счет поделился профессор Сергей Филанович, доктор физико-математических наук, декан Высшей школы менеджмента (Бизнес-школы) НИУ ВШЭ в рамках Global Impact Conference 2022 «Образование Х как катализатор будущего».
О роли искусства в образовании
Искусство, в отличие от науки, — это интуитивное познание мира. Это вторая часть нашей жизни, и очень хочется, чтобы люди будущего владели обоими методами. Это возможно, только если воспитывать человека определенным образом. Поэтому, образование, кем бы ты не собирался быть, не может быть отчуждено от культуры.
Читайте также: Эстетическое воспитание в школах: мечта vs реальность
О непрерывном обучении
Выражение live for learning (англ. «Жить, чтобы учиться» — Прим.Ред.) — стало уже привычным термином. Я непрерывно получаю образование, хотя я уже совсем немолодой человек. А поколение Z, как известно, по предсказаниям демографов, будет доживать в массовом порядке до 100 лет. Это означет, что и работать, и учиться люди будут дольше.
Почему это опасно? Потому что мир меняется очень быстро и профессии тоже. Не исключено, что те профессии, которые люди получат, когда им будет 17-18 лет и до 25, будут не востребованы, когда им будет 50. А если они доживут до 100 лет, чем они будут заниматься во второй половине жизни? Это довольно серьезная проблема и мне кажется, нужно отказываться и уходить от избыточной прагматизации.
Читайте также: Как подготовить учеников к будущей профессии
О сохранении фундаментального образования
У России всегда была уникальная образовательная стратегия — на некую фундаментальность образования. Она должна сохраняться.
Всем, что я достиг своей жизни, я обязан «Второй школе», знаменитой спецшколе в Москве. Мне посчастливилось заканчивать ее в период ее расцвета, за два года до разгрома.
У нас в выпускниках «Второй школы» есть Франгулян (Георгий Вартанович Франгулян, советский и российский скульптор, профессор Международной академии архитектуры — Прим. Ред.), есть писатели, художники, ученые. Это пример того, как фундаментальное образование позволяет людям получать самые разные профессии. Поэтому я думаю, что мы должны его сохранять.
О роли личной мотивации
Не надо забывать, что в конечном счете качество образования в значительной степени зависит от самого человека. Хорошее образование можно получить только на основе внутренней мотивации — если ее нет, то как бы красиво ни был обставлен учебный процесс и какими техническими средствами он бы ни был оснащен, ничего из этого всерьез не получится. Людям нужно взять эту возможность развития и ею воспользоваться.
Читайте также: Почему любовь помогает работать и учиться
Об обучении новым навыкам
Что стоило бы добавить в наши школы — это развитие критического мышления. Это очень непросто, потому что для того, чтобы учить детей критическому мышлению, учителя должны владеть критическим мышлением, а их-то никто не учил. Поэтому тут есть определенные сложности.
Мне кажется, что соединение критического мышления и мышления творческого, креативного — это то самое, что дает хороший результат. При условии, что есть мотивация. Тогда уже человек не потеряется в мире.
Читайте также: 5 простых игр на развитие критического мышления у школьников
О том, как поддерживать мотивацию
Я очень люблю одно четверостишие Маршака, который он не решился опубликовать при жизни. Его нашли в записных книжках, оно было опубликовано позднее. Это четверостишие про ребенка:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?».
Вот вам и ответ, чего не следует делать, чтобы не убивать внутреннюю мотивацию.