Мифы и правда о самопровреждающем поведении у подростков
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Селфхарм, или самоповреждающее поведение — одно из последствий сильного стресса у подростков. С этой проблемой связано много мифов, которые мешают взрослым правильно воспринимать состояние ребенка, а подросткам —  получить своевременную помощь.  Вместе с фондом «Шалаш» разбираем распространенные заблуждения и выясняем, как научить ребенка безопасно переживать трудности.

3 мифа о селфхарме

1. «Нельзя говорить с подростком о самоповреждениях, иначе он начнет этим заниматься»

На самом деле, такая беседа не провоцирует интерес и не увеличивает риск самоповреждений, а наоборот снижает его. 

Детям сложно разобраться в своем состоянии — им нужна помощь взрослых, которые объяснят ребенку, почему он или она так себя чувствует, поддержит и расскажет, как можно помочь себе. 

Подросткам может быть неловко, стыдно или страшно самостоятельно начинать такой разговор, даже если они нуждаются в помощи. Но если ребенок понимает, что взрослый открыт к общению на сложные темы, не станет осуждать и поддержит — ему будет проще честно поделиться своими переживаниями. 

2. «У подростков нет настолько серьезных проблем, чтобы так из-за них переживать»

Все люди переживают одни и те же события по-разному. Взрослым может казаться, что подростки переживают из-за «пустяков» — неудавшихся отношений, мелких ссор с друзьями и неудач в учебе. Но в глазах подростка это выглядит совсем иначе, ведь многие из этих проблем он переживает впервые. 

3. «Подростки делают это, чтобы привлечь внимание»

Самоповреждение для подростка может быть способом выразить сложные эмоции, которые накопились внутри. Например, разочарование, обиду, чувство бессилия или страх. Чаще всего дети выбирают такой способ справиться с переживаниями не намеренно, а из-за того, что не знают других способов справиться со стрессом и не умеют делать это по-другому. 

Как помочь подросткам безопасно справляться со стрессом 

В 2021 году фонд «Шалаш» провел курс по профилактике саморазрушающего поведения у подростков на базе одной из московских школ при поддержке Грантов Мэра Москвы. На занятиях ведущие фонда рассказали о способах, которые помогают справиться со стрессом и его последствиями. 

Научить способам саморегуляции

Саморегуляция — это способность человека успокоиться, когда он переживает стресс и чувствует тревогу. Подросткам, у которых развит этот навык, легче учиться — они могут поддержать себя и снизить волнение перед экзаменами и ответственными контрольными работами. Развить это умение помогают специальные упражнения и игры.

«Шляпа с эмоциями»

Участники по очереди вытаскивают бумажки с названиями эмоций из «шляпы» и объясняют их, не называя самого слова или однокоренных слов. А остальные угадывают, о чём речь. С помощью этого упражнения дети формулируют своё понимание эмоций и тренируются их узнавать по описанию других.

«Что выбивает меня из колеи»

Участники перекидывают друг другу надувные шары, на которых написаны разные аспекты жизни, в которых возникает стресс. Когда один из шаров падает, участники называют назвать примеры стрессовых факторов, связанных с ситуацией, записанной на упавшем шаре.

По завершении игры ведущие обсуждают с участниками:

— какие факторы стресса были названы чаще всего;

— что почувствовали участники, когда в игре было много шариков;

— как понимание собственных источников стресса поможет лучше с ними совладать;

— какие способы справиться со стрессом они используют для каждой из ситуаций

«Ветер дует на того, кто…»

Участники сидят на стульях, в кругу. В центре стоит ведущий игры. Он называет фразу, которая начинается со слов «Ветер дует на того, кто…» и обозначает сильную сторону, которая, как ему кажется, у него есть. Например, «Ветер дует на того, кто умеет понимать и сопереживать чувствам других» или «Ветер дует на того, у кого получается во всем находить положительные стороны». Те участники, которые считают, что это описание подходит и им тоже, встают со своего места и меняются местами. При этом задача ведущего — попытаться занять одно из освободившихся мест. Поэтому в следующем раунде в центре должен оказаться новый человек, который тоже должен будет назвать положительную сторону, которая есть у него. Стульев в этой игре должно быть на один меньше, чем участников.

Если кто-то из участников затрудняется назвать свои сильные стороны, то ведущие или другие участники дают ему обратную связь.

Упражнения для самостоятельной проработки, которые помогут подростку успокоиться в моменты сильного волнения, можно скачать по ссылке.

Обсуждать эмоции

Подросткам, которые не умеют распознавать свои эмоции и озвучивать их, бывает сложно поделиться своими переживаниями, рассказать о своем самочувствии, получить помощь и поддержку. Неумение выразить эмоции безопасно приводит к недопониманию и конфликтам — это повышает уровень стресса.

Развивать экологичное выражение эмоций получится в общении или в совместных активностях. Например, обсуждать с ребенком эмоции героев фильмов и книг, задавать вопросы: 

  1. Что сейчас чувствует герой?
  2. Что помогло тебе понять, какую эмоцию он испытывает?
  3. Изменилось ли выражение лица героя? Если да, то как?
  4. Что произошло перед тем, как он расстроился/обрадовался/разозлился?
  5. Как вы думаете, как бы ты чувствовал себя на месте героя?

Показывать, что просить о помощи — не стыдно

Подросткам бывает тяжело обратиться за помощью, особенно ко взрослым. Это часто обусловлено страхами и установками «я должен/должна справиться сам», «никто не может мне помочь», «из этой ситуации нет выхода», «меня посчитают слабым/слабой». 

В результате старшие школьники часто остаются с проблемой один на один или обращаются за советом к сверстникам, но не получают нужной помощи: не хватает опыта или не получается донести свои эмоции и понять чужие. 

Навык принимать и предлагать помощь формируется в среде, где это принято. Где взрослые открыты к просьбам подростков, не осуждают и не ругают, когда с ними делятся проблемами, а наоборот поощряют это.


Источник