Феномен детей-индиго интересуют учёных и родителей уже несколько десятков лет. Некоторые считают их вымыслом, другие — будущим человечества. Мы попытались разобраться в том, существуют ли они и как жить в гармонии с теми, кого мы склонны считать детьми-индиго.
Дети индиго — кто они: правда или вымысел?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Впервые термин «дети-индиго» ввела в обиход американский психолог и ясновидящая Нэнси Тэпп — в 1982 году она выпустила книгу «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь», в которой утверждала: всё чаще рождаются дети с уникальными ментальными, интеллектуальными и эмоциональными способностями. Их можно опознать по фиалковому свечению кармы.
Во Франции таких детей называют «тефлоновыми», на Британских островах — «детьми тысячелетия», в России они — «дети света». Этим детям приписывали телепатические способности, способности к альтернативному мышлению, повышенную восприимчивость и высокоразвитое сознание.
В широкое употребление термин вошел на стыке 20-21 века после выхода книги американских мистиков Ли Кэрролла и Джен Тоубер «Дети-индиго: новые дети уже пришли», которая сразу же стала бестселлером. После этого стали появляться заявления, в том числе и от учёных, что дети-индиго — это «новая раса людей», призванная заменить нынешних.
В 2002 году на Гавайях прошла первая международная конференция, посвящённая детям indigo. Около 600 участников обсуждали исключительные способности необычных детей.
Тем не менее, хотя термин «индиго» распространён довольно широко, конкретных научных доказательств этого феномена не существует. Хотя таким детям посвящено много книг, исследований и телепередач, учёные и эксперты до сих пор расходятся в своих оценках, а некоторые даже считают этот термин мистификацией.
Так, например, американский религиовед, преподаватель кафедр теологии и истории религий, доктор философии Сара Уидон заявила, что идентификация некоторых детей как индиго могла стать ответом общества на «заметный кризис детства в Америке», который проявился в росте насилия среди подростков, а также в распространении синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Эксперт подчеркнула, что родителям выгоднее считать своего ребёнка индиго, особенным, чем заниматься воспитанием его поведения, которое не вызывает понимания в глазах окружающих людей.
Какими бывают дети-индиго?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Несмотря на скептическое отношение к термину специалистов-психологов, американский психолог Ли Кэрролл провела серьёзные исследования детей, которые могли бы быть названы индиго.
По ее словам, индиго — умный, развитый, но не желающий подчиняться привычным стереотипам детства поведения ребёнок. Эксперт была убеждена, что такие дети с раннего возраста отлично понимают свои особенности, знают чего хотят и кем будут, и со стороны это может выглядеть как стремительно развивающаяся мания величия.
Психолог выделила три основных типажа «индиго», описав их характеристики и возможные социальные сценарии развития:
- Гуманисты — гиперактивны, коммуникабельны, легко усваивают новые знания и находят им применение. Но при этом физически они довольно неуклюжи, им сложно даются любые манипуляции с материальными предметами. Яркими примерами таких людей могут быть Альберт Эйнштейн, Андрей Сахаров или Лев Ландау.
- Концептуалисты — динамичные, хорошо приспособлены к физическим нагрузкам, врождённые руководители, причём с раннего детства. Стремятся к острым ощущениям, поэтому могут легко пристраститься к наркотикам и алкоголю. Такими были Наполеон, Хемингуэй, Михаил Булгаков.
- Художники — отличаются невероятными уровнями креатива, эмпатии и эмоциональности, могут одновременно осваивать творческие навыки в разных направлениях. С трудом выживают в реальных сложных условиях, нуждаются в защите и опеке более приспособленных личностей. Примером такой личности был знаменитый художник Сальвадор Дали.
Исследователи феномена индиго не могут определить, что стало причиной, а что — следствием, но резкий рост количества таких детей и качественный рывок в компьютерных и информационных технологиях связывают воедино.
Сейчас принято считать, что к индиго относятся Стив Джобс, основатель Facebook Марк Цукерберг, Барак Обама, многократный чемпион мира по гольфу Тайгер Вудс, Эминем, Орландо Блум, Анджелина Джоли, Дакота Фэннинг, Джонни Депп, принцы Уильям и Гарри, а также Грегори Смит, который входит в главную десятку детей-вундеркиндов мира и в 12 лет был выдвинут на Нобелевскую премию.
Мой ребёнок — индиго? Признаки уникальных детей
Prostock-studio/Shutterstock.com
До сих пор ученые так и не определились с чёткими критериями. Многие родители пользуются этим — они хотят видеть своего ребёнка нестандартным, отличным от всех, говоря всем, что он индиго, при этом списывая на термин сложности и проблемы в воспитании.
Ряд учёных и вовсе связывают нестандартность детей, называемых индиго, с диагнозом СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). В частности, такая точка зрения присутствует в книге Тобера и Кэрролла «Дети индиго». Такие дети неусидчивы, у них появляются сложности в общении как с детьми, так и со взрослыми. Им присущи импульсивность, резкие перепады настроения. Они не воспринимают и не пытаются понять традиционные формы обучения и воспитания.
Читайте подробнее в статье Гиперактивные ребёнок: что делать родителям? Признаки и советы психологов.
Исследовательница аутизма Митци Вальц предположила, что особенности индиго связаны с аутистическим спектром (также известным как РАС — нарушение нервного развития, которое характеризуется проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами, — прим.). Если следовать этой точке зрения, то можно объяснить такие характеристики, как якобы телепатические способности, избегание социальных контактов, желание замыкаться в себе, нежелание признавать авторитеты и подчиняться, отсутствие стабильных привязанностей.
Детские психологи всерьёз беспокоятся, что оценка ребёнка как индиго может привести к отрицательным результатам. В этом случае правильная диагностика и лечение невозможны, а изучение способа воспитания, который стал причиной такого поведения, элементарно не проводится.
Возникает замкнутый круг: родители уверены, что воспитывают ребёнка индиго, и пытаются всячески убедить его в этом. Сам же ребёнок начинает делать всё, чтобы соответствовать этим представлениям.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Но как быть, если вы всё-таки считаете своего ребёнка индиго? Давайте определим список признаков, которые вам стоит проверить:
- У ребёнка высокий уровень интеллекта, высокая самооценка, стройная система собственных взглядов и убеждений, часто отличная от родительской. На него нельзя повлиять через манипуляции, шантаж, давление, запугивание, угрозы наказания.
- Он очень любит животных, при этом держится в стороне от общества и сверстников, легче налаживает контакты со взрослыми.
- Отлично считывает чужие эмоции и намерения, что можно принять иногда за телепатию или умение читать мысли.
- Всегда знает, чего хочет, и без стеснения об этом говорит.
- Феноменально осваивает новые знания, особенно в цифровой сфере, полагаясь при этом в основном на интуицию, нежели на классические методики обучения.
- Ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.
- Любит нарушать правила и запреты.
- Любимое занятие — творчество.
- В любой, даже самой сложной ситуации, ведёт себя самоуверенно, не уступает.
- Нуждается в дружбе или надёжном партнёрстве, но при этом комфортно чувствует себя в полном одиночестве.
Обычно дети очень стеснительны, избегают зрительного контакта с чужими людьми, нуждаются в постоянной поддержке родителей. Но только не те, кого принято считать детьми-индиго. Индиго кажутся взрослыми не по годам: серьёзный прямой взгляд, нелинейная логика, выбор авторитетов по собственным критериям, не всегда понятным окружающим.
В качестве примера такого ребёнка часто приводят Гарри Поттера — мальчика-мага из знаменитой серии книг Джоан Роулинг.
Признаки особенного поведения у ребёнка можно обнаружить достаточно рано — буквально с трёх -четырёхлетнего возраста. И если психолог и невропатолог утверждают, что ваш ребёнок в порядке, может, действительно, вопреки мнению экспертов, допустить, что у вас в семье растёт индиго?
Как жить рядом с индиго?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Как строить отношения с ребёнком-индиго, как его воспитывать и обучать? Для таких родителей есть хорошая и плохая новость.
Хорошая новость заключается в том, что, возможно, рядом с вами растёт гений, который изменит жизнь мира. Плохая — вы никогда не будете над ним доминировать и не можете гарантировать, что это будет не «злой гений». Но давайте разбираться по порядку.
Ваш ребёнок с самого рождения — отдельная личность
Не ваше продолжение, не смешной «малышок», не повод для трогательных постов в соцсетях. Он может быть слаб или беспомощен физически, но исходите из того, что он (или она) всё понимает, и не только вербально.
Ребёнок-индиго учится не на уроках
Или в определённое выделенное для этого время. Он считывает информацию с реальности в целом: наблюдает, как вы себя ведёте, как говорите, как реагируете на окружающий мир. Значит, вы не можете сейчас смотреть нелепый сериал, а через час читать ему книгу о квантовой физике — он безошибочно распознает фальшь.
Вы для него не абсолютный авторитет
Обычные дети не могут существовать без одобрения и признания родителей, для них достаточно долго мнение отца или матери не подлежит сомнению. Дети-индиго сами выбирают для себя авторитетов из окружающих взрослых, а если такие не находятся, то живут по собственным правилам, которые сами себе формируют.
Дети-индиго могут быть «неудобны»
Prostock-studio/Shutterstock.com
Они никогда не будут выполнять команды или приказы, которые могут им навредить, даже если их отдают родители или близкие люди.
Ими невозможно манипулировать, ссылаясь на социальные нормы или стандарты, — они всегда будут действовать в собственных интересах и согласно собственному внутреннему кодексу.
О детях-индиго не стоит волноваться
С раннего возраста в них заложен высокий потенциал выживаемости — физической, эмоциональной и интеллектуальной. Вам достаточно показать им как можно больше возможностей, они сами определят, как употребить их наиболее эффективно.
Но даже если вам кажется, что вы можете дать своему ребёнку не так много, не волнуйтесь: он (или она) в состоянии самостоятельно получить необходимое. Ограничения для их роста и развития могут наложить только они сами. Поэтому у них чаще, чем у других, бывает депрессия на разных этапах их жизни.
И ещё несколько советов родителям:
- Не пытайтесь воспитывать ребёнка-индиго системой наказаний и поощрений. На него это не действует.
- Не требуйте и приказывайте, а просите и поддерживайте. Только так можно добиться от ребёнка выполнения задач и послушания.
- Воспринимайте ребёнка наравне со взрослыми. Но не заискивайте и не лицимерьте — он быстро это «раскусит».
- Не проявляйте агрессию, раздражительность, гнев по отношениею к «особенному» ребёнку. Они очень остро на это реагируют ввиду своей чувствительности и эмоциональности.
- Научитесь уступать — так вы завоюете доверие и авторитет в глазах ребёнка.
- Не ограничивайте свободу и права выбора такого ребёнка. У индиго очень развито чувство ответственности.
Не гиперопекайте ребёнка-индиго, но продолжайте обеспечивать его безопасность. Чтобы предоставить свободу без вашего контроля, воспользуйтесь приложением «Где мои дети». С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок и что происходит вокруг него без надоедливых звонков, вопросов и СМС.
И напоследок…
Prostock-studio/Shutterstock.com
Верить в детей-индиго или нет, решать, конечно, вам самим. Более того, возможно, вы сами являетесь представителем «поколения кристаллов». Что следует учитывать при любой точке зрения и любых обстоятельствах?
Во-первых, даже самые необычные особенности в начале нужно проверить у специалиста, чтобы не упустить первые признаки психических заболеваний или нарушений неврологии.
Во-вторых, ребёнок или взрослый — индиго — не сверхчеловек, которому всё можно. Как было сказано в одной удивительной книге, «гению действительно можно всё, но только в том, в чём он гений. А всё остальное нельзя, как и всем». Значит, уважение к другим — их особенностям и границам — превыше всего.
В-третьих, ребёнка-индиго даже в большей мере, чем нормотипического, важно и нужно принимать и признавать таким, какой он есть. Не ломать, не переделывать, а пытаться договориться. Объясняя, подбирая доводы, не срываясь и не раздражаясь.