В данном обзоре публикуем результаты международного исследования «Оценка инноваций в образовании 2019: что изменилось в классе?» (Measuring Innovation in Education 2019: What Has Changed in the Classroom?), проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Пусть вас не смущает, что в исследовании указаны данные за 2007-2015 годы. Это потому, что оно основывается на опросах исследования PISA, до анализа которых добрались только сейчас. На данный момент это самая актуальная информация до тех пор, пока не опубликуют новые опросники.

Мы много зубрим и не понимаем, зачем. Результаты международного исследования.

«Зубрежка» все еще актуальна

Наверняка вас в школе заставляли заучивать что-то. Как минимум, правила русского языка и важные исторические даты. И несмотря на то, что эта практика считается противоречивой, в странах ОЭСР не готовы от нее отказаться, а даже наоборот, все чаще прибегают к ней. Особенно в том, что касается математики.

В период с 2007 по 2015 год лишь некоторые страны отошли от применения «зубрежки»: Турция, Испания, Ирландия, Чили, Бельгия, Корея, Япония и Финляндия. Самой радикальной оказалась Турция, где в начальной школе заучивание материала сократилось на 21 процент, в средней школе — на 33,5 процента.

Россия же чуть отстает от средних значений по странам ОЭСР. В период с 2007 по 2015 год доля учеников средней школы, заучивающих материал по крайней мере на половине уроков, увеличилась на 15%. За нами Италия, Польша, Германия.

Вывод: наши дети все еще много «зубрят». Это минус. 

Технологии укоренились в образовании

Конечно, заучивание — это только одна из практик. В современном мире сложно представить, что обучение может происходить без работы за компьютером. Вот и в странах ОЭСР с 2007 по 2015 год в начальной школе доля учеников, использующих компьютер на уроках математики, увеличилась на 42 процента, в средней школе — на 23 процента.

Особенно отличились Новая Зеландия, Австралия и США, где этот показатель вырос более чем на 60 процентов. И это одинаково касается начальной и средней школы. На другой стороне спектра от компьютеров на уроках математики отказываются Корея, Япония, Турция, Польша, Ирландия. В этих странах наблюдается или снижение доли учеников, использующих компьютеры на уроках, или совсем незначительное увеличение.

В России же вопрос работы с компьютерами на уроках математики все еще является насущным: с 2007 по 2015 год зафиксировано на 42 процента больше учеников начальной школы, чьи уроки математики не проходят без компьютеров (что соответствует среднему показателю среди стран ОЭСР), в средней школе — на 35 процентов. Опережаем Англию и Сингапур, но не догоняем Австралию и США.

Вывод: наши уроки математики не проводятся без компьютеров. Это спорно.

Без учителя никуда

Мало просто объяснять материал, важно, чтобы ученик понимал, зачем он учит то, что ему преподают. По этой причине в арсенал учителей вошла практика установления связи преподаваемого предмета с тем, с чем школьник сталкивается в своей ежедневной жизни.

В странах ОЭСР с 2006 по 2015 год доля 15-летних школьников, кому учителя объясняют связь предмета с обычной жизнью, возросла всего на 2 процента. Отличилась Индонезия, где значение этого показателя выросло на 22 процента.

В России же ситуация обратная. Российские учителя стали меньше привязывать содержание урока к реальности: с 2006 по 2015 год значение этого показателя снизилось на 4 процента (столько же, сколько в Израиле). Та же тенденция наблюдается в США, китайском Гонконге, Германии, Франции.

Более того, российские учителя меньше объясняют ученикам, как можно применить теоретические знания на практике: доля 15-летних школьников, кому это все же объясняют, сократилась на 5%. Как и в США, Корее, Германии и др.

Вывод: наши дети много учат, но не знают, зачем и как применить знания на практике. Это огромный минус.

Расскажите в комментариях, согласны ли вы с результатами исследования. Как обстоят дела с «зубрежкой» в вашей школе?

Спасибо за уделенное время. Чтобы не пропустить новый материал от Тихих яблонь, не забудьте подписаться справа вверху на наш канал на Педсовете.
А если вас интересует тема образовательных практик в разных странах мира, то предлагаем вам подписаться на наш канал в Яндекс.дзен.


Источник