Новый преподаватель в школе сталкивается с рядом трудностей. Обычно они связаны с недостатком знаний и опыта или с психологическими барьерами: педагог боится не справиться со своими обязанностями, потерять работу, не «вписаться» в коллектив. Поэтому с первого дня «новичку» требуется помощь, внимание и комфортная психологическая атмосфера. О том, как создать ее с помощью наставничества, рассказывают педагоги Павловской гимназии (Истра, Московская область).
С чего начинается наставничество
В Павловской гимназии о комфортной адаптации сотрудников заботятся с момента трудоустройства. После того, как новый учитель подписывает необходимые документы, его приглашают на welcome-тренинг. Будущие коллеги рассказывают ему в формате презентации о гимназии и вручают приветственный подарок-комплимент. Затем следует экскурсия по школе, знакомство с подразделением, в котором предстоит работать — детский сад, начальная, основная, старшая школы или дополнительное образование. И наконец знакомство с наставником.
Как правило, свою помощь предлагают все коллеги по кафедре, а рабочее взаимодействие возникает у тех сотрудников, кому психологически комфортно общаться друг с другом.
Новые учителя посещают уроки старших коллег, ездят с их классами на экскурсии, обсуждают темы для уроков, детали работы с документами, особенности взаимодействия с учениками.
Екатерина Дрокина, классный руководитель 5 «В» класса. Работает в гимназии полтора года:
«Однажды, посмотрев видео об одном из мероприятий в Павловской гимназии, я поняла, что эта школа соответствует тому, как я вижу современное образование. На месте мне оставалось познакомиться с правилами, традициями, освоиться в коллективе. В этом мне помогла опытный классный руководитель, учитель математики Ольга Юрьевна Струнина. Это был бесценный опыт, который позволил не наступать на собственные грабли».
Как учителя помогают друг другу
Ольга Струнина пришла в гимназию 11 лет назад учителем математики. Вспоминает, что тогда ей, молодому педагогу, большую поддержку оказала ее старшая коллега Ирина Артизова:
«Она тогда сказала важную фразу, которую я запомнила на всю жизнь: не надо бояться признаваться, что ты чего-то не знаешь. Все понимают, что мы делаем общее дело. Поэтому обратиться за помощью можно к любому коллеге в гимназии».
Ирина начинала работать учителем еще в советские годы. Будучи женой военного — из-за постоянных переездов — она часто меняла школы. Но с наставничеством она тогда практически не сталкивалась, приходилось все постигать методом проб и ошибок. Поэтому теперь перед ней нет вопроса: помогать или нет.
«У каждого опытного педагога есть свои секреты преподавания. Например, в учебнике математики Людмилы Петерсон собран максимальный объем материала. Но не каждый учитель знает, какие задания обязательны для усвоения темы, а какие можно использовать только как дополнительный материал. Об этом я в том числе рассказываю своим молодым коллегам», — объясняет Ирина Артизова.
Как педагоги развиваются вместе со школой
В Павловской гимназии заинтересованы, чтобы атмосфера в школе располагала к росту педагогов, их постоянному саморазвитию. Наставничество — первый шаг к этому, оно позволяет педагогам адаптироваться в коллективе и перенять опыт коллег. Следующий этап — организовать профессиональное общение с учителями других школ. Для этого в гимназии регулярно проводят образовательные мероприятия.
Главное педагогическое событие в Павловской гимназии — это фестиваль Генерация. На него приглашают коллег из других школ с лучшими практиками, экспертов с актуальными наработками. Главная цель Генерации — дать педагогам новые инструменты для работы. Проблемную тематику учителя обсуждают на педагогических ассамблеях. Своими наработками они делятся на регулярных педагогических мастерских.
Для педагогов дошкольного звена в гимназии проводят конференцию «Conf-tea». На ней воспитатели обмениваются опытом решения актуальных проблем. Например, в этом 2023 году педагоги обсуждали, как поддерживать себя в ресурсном состоянии.
Наталия Викторова, руководитель научно-методического центра гимназии:
«Педагогическое сообщество — это особая среда. Школа — отражение жизни. Каждый год к нам приходят новые люди с другими взглядами на жизнь, и задача учителя — это чувствовать и понимать. А для этого нужно быть открытым всему новому, учиться и развиваться всю жизнь и в любом возрасте».