Не говорит, но все понимает: как стимулировать речь у малышей
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Родители всегда ждут первые слова своего малыша. Но бывает, что ожидание затягивается и даже к трем-четырем годам у ребенка не появляется речь. Педагог-дефектолог детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс рассказала, почему дети не говорят, когда уже пора, и стоит ли родителям бить тревогу. 

Откуда у детей задержка речевого развития

Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:

  • в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя». 
  • к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов. 

Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные. 

Органические факторы

К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:

  • Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг. 
  • Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции. 
  • Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов. 
  • Недоношенность и переношенность

Спровоцировать отставание речевого развития также могут:

  • заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения; 
  • нарушение слуха;
  • наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).

Социальные факторы

  • Отсутствие общения.

Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости. 

  • Переизбыток мультиков и гаджетов

Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно. 

  • Гиперопека со стороны родителей

Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.

Как врачи распознают и классифицируют ЗРР 

Понять, что есть проблемы с речью, можно довольно рано. Если ребенок в год не говорит десяток простых слов — это уже признак ЗРР. 

Предварительный диагноз ставит врач-невролог ребенку до трех-четырех лет на основании соответствия возрастным нормам. После четырех лет детям неврологический диагноз уточняют. Для диагностирования нужно провести медицинские обследования, проанализировать речь и поведение ребенка. 

Врачи выделяют несколько видов задержки речи:

  • Темповая задержка речевого развития

У малыша отстают сроки говорения при полностью сохранном интеллекте и хорошем понимании речи окружающих. Такая задержка возникает, если ребенок ослаблен, много болел или свою роль сыграли неблагоприятные социальные факторы. 

  • Алалия.

Полное или частичное отсутствие речи. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, использует жесты, но молчит, то это моторная алалия. Если ребенок не говорит и при этом не понимает, о чем с ним говорят, то можно говорить о сенсорной алалии.

  • Задержка речевого развития, обусловленная снижением слуха

До года ребенок может не отличаться от сверстников: он будет также «гулить», издавать звуки. Проблемы проявляются к концу первого года жизни: ребенок замолкает, исчезает лепет и гуление. 

  • Аутизм

Задержка речи при аутизме отличается от других видов отставаний. Проблемы у ребенка с аутизмом возникают из-за нарушения коммуникации, что в принципе влияет на его социальное взаимодействие. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению, так как им это неинтересно. 

Важно, как можно раньше распознать проблему, назначить лечение и педагогическую коррекцию у специалистов:

  • логопеда; 
  • дефектолога; 
  • психолога;
  • нейропсихолога.

Поэтому при любых подозрениях на ЗРР родителям нужно посетить врача, а не ждать, когда ребенок сам «разговорится». 

Как устранить задержку речевого развития

  1. Формируем правильную речевую среду

Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи. 

Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация. 

Важно:

  • как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
  • читать книжки и стихи вслух;
  • минимизировать взаимодействие с гаджетами;
  • обеспечить физическое развитие ребенка;
  • отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
  • проконсультироваться с логопедами.
  1. Стимулируем речь через игру и повседневную деятельность

Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур.

После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова. 

Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики. 

Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.

На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.

  1. Выбираем правильные игрушки для развития речи 

Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • книжки с большими картинками;
  • обычные бытовые предметы.

Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.

Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи. 

 


Источник