Нейрогимнастика для развития мышления и речи. Что это и как делать?

Нейрогимнастика — это двигательные упражнения, направленные на естественную активизацию работы мозга. 

Другими словами, это специальные игры, которые способствуют развитию мышления, речи, памяти, развивают  моторику и помогают ребенку стать более уравновешенным и рассудительным.

Плюсы упражнений:

  1. Их можно выполнять практически где угодно
  2. Просты и не требуют много времени
  3. Имеют игровую форму и нравятся детям

Как это работает

Человеческий мозг состоит из 2-х полушарий, каждое из которых отвечает за определенный набор видов действий:

  • Правое полушарие помогает воспринимать пространство, координировать движения и фантазировать. Когда мы шевелим левой ногой, то активизируется правое полушарие, и наоборот;
  • Левое полушарие несет ответственность за логику, математику и речь.

То есть, когда мы говорим или считаем, то работает левое полушарие, а когда лепим, рисуем или фантазируем — то активно правое полушарие.

Активность постоянно распределяется между полушариями. Наибольшей работоспособности мозга можно достичь только в случае, когда активизируются оба полушария. Нейрогимнастика позволяет делать это легко и естественно.

Особенности упражнений для детей. О чем важно знать?

Отсутствие гармоничной, слаженной работы полушарий мозга — частая причина неусидчивости, задержки речи, отсутствия сосредоточенности, плохой ориентации в пространстве и эмоциональной нестабильности ребенка.

Выполняя упражнения с элементами нейрогимнастики, ребенок лучше ощущает свое тело, ориентируется в пространстве, развивает сенсорную активность, улучшает зрительно моторную координацию, точность движений. Это влияет на речь, мышление, поведение.

Например, если между связи между полушариями мозга развиты слабо, то одно из них берет ведущую функцию, а работа другого тормозится. Результатом могут быть проблемы с письмом, речью, восприятием на слух, эмоциями. Такому ребенку сложно учиться, он неусидчив или ленив, может быть обидчивым, замкнутым или наоборот — чересчур эмоциональным. Особенное значение межполушарное развитие приобретает к 3 годам. В этом возрасте закладывается зрительное, слуховое и кинетическое восприятие, напрямую влияющее на интеллект.

Поэтому использование нейрогимнастики будет полезно каждому ребенку, вне зависимости от наличия или отсутствия каких-то проблем. Упражнения довольно быстро дают эффект, который накапливается и закрепляется со временем.

В будущем это не только хорошо сказывается на развитии мышления ребенка, но и делает его более общительным, эмоционально стабильным и творчески развитым. Выполнение синхронных симметричных и асимметричных упражнений развивают физическую активность, помогая сохранять равновесие и стимулировать кровообращение.

Изображение удалено.

Как делать нейрогимнастику

Выполнять нейрогимнастику можно в любое время. Упражнения для детей длятся 5-15 минут 2-3 раза в неделю. Если ребенок увлекся и желает продолжить занятие, позвольте ему делать упражнения дольше.

Во время выполнения упражнений старайтесь, чтобы ребенок задействовал обе руки и/или ноги. Это помогает стимулировать оба полушария мозга и повышает пользу от упражнений.

Нейрогимнастика для детей до 1 года

В этом возрасте важно, чтобы ребенок знакомился с предметами вокруг: ощупывал, пробовал на вкус, слушал речь родителей и другие звуки. Наиболее полезными упражнениями для крохи являются массаж, гимнастика и водные процедуры (в идеале плавание).

Полезно носить малыша на руках, называя предметы вокруг, давая возможность рассматривать и трогать: чашка на столе, часы на стене, одежда, деревья во дворе, машины на парковке. Все это знакомит кроху с окружающим миром, позволяя получать нужные сенсорные, зрительные и слуховые ощущения.

Нейрогимнастика для детей 1-2 года

  • Игра с пирамидками, кубиками, сортерами и шнуровками — для развития крупной и мелкой моторики;
  • Стихи, потешки, песенки и сказки. Важен не объем, а регулярное повторение знакомых сюжетов;
  • Игра в «ладушки», пальчиковые игры. Начинать можно с простых хлопков, дополняя их перекрестными, постепенно усложняя комбинации.
  • Пальчиковые игры пока пассивные, то есть вы произносите фразу, массируя каждый пальчик. Одновременно включается слух, зрение и сенсорные ощущения малыша:
    Этот пальчик маленький,
    Этот пальчик сладенький,
    Этот пальчик длинненький,
    Этот пальчик сильненький
    Этот пальчик — толстячок.
    Ну а вместе — кулачок.
  • Игра «Цыплята». Ручки малыша превращаются в «цыплят». Для этого пальчики малыша «клюют» носиком с ладошки. Затем руки меняются и движения повторяются.

Нейрогимнастика для детей 3-4 года

Нейрогимнастика для развития мышления и речи. Что это и как делать?

Игра «Хожу по канату». Положите на полу веревку или пояс. Ребенок представляет, что он канатоходец и идет по натянутому в воздухе канату. Задача: плотно прижимая ножки к веревке, пройти до конца;

Игра «Задуй свечу». Поставьте перед ребенком зажженную свечу. Ребенку необходимо сделать глубокий вдох и, вытянув губы, задуть свечу. Повторите упражнение 4-5 раз, каждый раз немного отодвигая свечу;

Игра «Речка». Обозначьте границу между «сушей» и «водой, разложив на полу сенсорный коврик. По команде взрослого ребенок «выбирается на сушу» или «ныряет в воду». Усложняйте игру, дублируя команды, каждый раз меняя их последовательность;

Игра «Я капитан». Отлично развивает координацию движений. Задача ребенка сжать одну руку в кулак, подняв большой палец вверх (показать «лайк»). Вторую руку нужно поднести ко лбу, показывая козырек. Затем менять руки. Когда ребенок освоиться, между сменой позиций добавьте хлопок.

«Зарядка для мозга» полезна как малышам, так и взрослым. Но все же наиболее заметные результаты нейрогимнастика дает в детском возрасте, так как именно в этот период выстраиваются связи между полушариями мозга и происходит закладка мышления, интеллекта и речи.

Выводы

  1.  Нейрогимнастика — это упражнения для мозга детей. Такие физические движения естественным образом активизируют развитие правого и левого полушарий.
  2.  Упражнения помогают развитию мышления, памяти, речи, координации движений, делая ребенка более усидчивым, общительным и эмоционально стабильным.
  3.  До года ребенку будут полезны массаж, гимнастика и плавание.
  4.  В 1-2 года это развивающие игрушки для моторики, сказки, игры «Ладушки» и «Цыплята».
  5.  В 3-4 года зарядку для мозга можно делать с помощью игр «Хожу по канату», «Задуй свечу», «Речка» и «Я капитан».


Источник