Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Учитель не может подготовиться ко всему. Одной из тем, которые чаще всего ставят педагога в тупик, является тема секса. Невинные вопросы из любознательности или провокационные остроты на эту тему способны вогнать в ступор любого взрослого. Педсовет разобрался с тем, как учителю отвечать на вопросы, шутки и колкости о сексе.
На каких уроках ученики могут задавать неудобные вопросы
Тема секса связана с такими вопросами, как пол, брак, размножение, отношения мужчины и женщины, традиции, социальные связи и многими другими. Поэтому разговор о сексе на уроках в школе может возникнуть опосредованно, через эти темы.
Уроки истории
На некоторых занятиях заходит беседа о фаворитизме. Вне зависимости от того, насколько подробно учитель будет останавливаться на этом явлении, учащиеся могут заинтересоваться им более подробно. Подобных тем можно коснуться и при изучении королевских династий. Так, например, чтобы объяснить большое количество детей и высокую смертность, учитель рассказывает учащимся о традиции близкородственных браков, особенно у царственных особ.
Уроки обществознания
Наиболее «опасными» могут быть такие блоки обществознания, как социология, социальная психология. Изучая семью и брак, невозможно не коснуться вопроса появления детей, пусть и не с анатомической, а социальной точки зрения.
География
Изучая народы мира, расы, население, учитель касается вопросов пола и секса. Например при изучении смешанных рас детям часто предлагают доказать, что представители разных рас являются одним биологическим видом. Для доказательства учащиеся должны привести примеры того, что между представителями разных рас возможны браки, в которых рождается жизнеспособное и здоровое потомство.
Также тема может возникнуть при изучении населения мира. Для того, чтобы объяснить разницу в численности и составе населения разных стран, учитель рассказывает о традициях брака и отношения к роли мужчины и женщины в обществе.
Литература
Обсуждения литературных произведений призваны подталкивать учащихся к тому, чтобы они задавали вопросы и искали ответы. Например, в «Грозе» Островского нет темы секса как таковой, но есть вопросы о браке и положении мужчины и женщины. Часто бурную дискуссию вызывает «Бедная Лиза» Карамзина. Дети задаются вопросами морали в связи с обсуждениями отношений мужчины и женщины. Читая «Преступление и наказание», школьники начинают интересоваться, что такое желтый билет.
Биология
С шестого класса изучается размножение разных видов организмов: сначала растений, затем — животных и, наконец, человека. Эта тема раскрывается с анатомической и физиологической точек зрения — все органы называются своими именами. Само собой дети часто задают уточняющие вопросы. Многие слова вызывают у учащихся усмешку и являются поводом для шуток — например, «сперматозоид» или «спермий».
Впрочем, вопросы о сексе возникают не только на этих уроках, но и вообще могут быть заданы учащимися вне их. Иногда ребенок приходит к учителю с вопросом, который волнует его лично. Это может быть связано с отношениями, принятием себя и своего тела или другими проблемами. Даже если ученик доверяет учителю, такие вопросы все равно способны поставить его в тупик: давать советы и разбираться в личной жизни ученика — слишком ответственно и неловко.
Как вести себя учителю
Отвечать
Тема секса в обществе табуирована. Но это не снижает интереса детей к ней, даже наоборот. Если ребенок не получит ответы на свои вопросы у тех авторитетных источников, к которым он привык обращаться всегда — у учителей, — он обратится к иным источникам. Поэтому будет лучше, чтобы он услышал ответы именно от наставника, а не от подозрительных сайтов в интернете.
Элла Ворсина, семейный психотерапевт:
«Любой вопрос ребенка — это потребность. Потребность узнать информацию или привлечь внимание. Поэтому, даже если вопрос неудобный, сложный и страшный, важно правильно на него среагировать и ответить. Правильно — это спокойно, уверенно и желательно правдиво».
Провести границу
Учитель не должен вдаваться в ненужные детям подробности и детали, не стоит говорить о своем жизненном опыте, читать нравоучения.
Не поддаваться на провокации
Если же вопрос задан не с целью узнать ответ, а для провокации, не нужно ярко проявлять эмоции и поддаваться — иначе дети возьмут этот прием на вооружение. Отбить остроту или шутку так, чтобы не перейти личные границы ребенка, но и не дать повода насмехаться над собой — это действительно мастерство.
Александр Носоль, учитель географии:
«Мои дети всегда знают, что я все могу понять и обсудить любую тему. Меня невозможно удивить, шокировать или выбить из колеи „неудобным“ вопросом. Если кто-то хочет на уроке повеселить класс, задавая мне вопрос на тему секса, я могу спокойно ответить, дав понять учащемуся, что играть в клоуна не получится».