А почему – нет? Может быть, именно нашему поколению учителей и суждено решительным образом изменить безнадежно одряхлевшую образовательную систему, дальнейшее существование которой просто-напросто опасно.
Причем, в ней опасно уже все. И 500-летняя классно-урочная система, окостеневшая в своем «бессмертии», и волчий индивидуализм вкупе с «ракоподобной» конкуренцией, и ужасающая бездуховность наряду с «сушащей» мозги односторонностью обучения, когда «мертвыми» знаниями загружаются только мозги, а все остальные составляющие человека (душа, тело) подвергаются разрушению…. И продолжает существовать эта система только благодаря насилию и вынужденному им подчинению – то бишь, садомазохизму, как главной дидактической и духовно-нравственной парадигме современного школьного образования.
Впрочем, все это критиковалось уже не один раз, и на этот раз перед нами задача другая – показать возможную альтернативу.
Задача, конечно, сложная, почти мифическая или даже сказочная в своей грандиозности. Но – взгляните на подзаголовок – любые сложные цели и мечты всегда при своем появлении казались несбыточными мифами (взять хотя бы возможность полета человека в воздухе и выхода в космос), и только постфактум стали казаться неизбежными ступенями развития человеческой мысли и общества. С этим и приступим.
Начнем с идеологической основы. Какая идеология должна прийти на смену закрепленного самыми разнообразными формами принуждения либеральному индивидуализму, лежащему в основе старой образовательной системы?
По нашему глубокому убеждению (а в данном случае я выражаю не только свое мнение) — это педагогика служения. Кратко ее философию можно выразить так. Все на свете чему-то или кому-то служит. (Солнце служит в качестве источника света и тепла всему миру, минералы – растениям, растения – животным, животные – людям… Только раковые клетки служат сами себе.) Человек тоже призван служить трем главным ценностям, выраженным в национальной российской идее – Вере, Отечеству, Любви (ВОЛу) – или, другими словам – Богу, Родине, ближним.
Либеральная идеология индивидуализма, четверть века как раковая опухоль разрушавшая образовательное пространство России, так и не смогла вытравить из душ россиян исконное стремление к общинности, коллективности, соборности, где ценится как индивидуальная личность, так и общность духа, разума и коллективного действия. Педагогика служения, соединяя в себе лучшие традиции христианского воспитания (Пирогов, Толстой, Ушинский, св. Феофан Затворник, Зеньковский, Сорока-Росинский) и коллективистские наработки советского периода (Макаренко, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Соловейчик), интегрирует их в современную педагогическую систему – человеколюбивую и личностно-ориентированную (христианская традиция) и коллективистскую, непримиримую ко злу и всякого рода «извращениям» (советская традиция), которые как мутные волны цунами уже потопили западную цивилизацию. И это действительно национально ориентированная образовательная система, не слепо плетущаяся в хвосте западных поветрий (болонская система, мультикультурализм, ювенальная юстиция и т.п.), а имеющая корни в своей собственной национальной почве и успешно противостоящая атакам извне. А ведь речь ведь, по сути, идет о национальном выживании. Как наконец-то пришло понимание, что экономика (после обложения санкциями) должна быть самодостаточной и независимой – так – а это, может быть еще и важнее! – постепенно приходит осознание, что и образование должно быть независимым и ориентироваться на национальные ценности. Да и в условиях мировой террористической агрессии победить идеологически терроризм способна только сильная идеология, опирающаяся на глубочайшие религиозные и национальные идеалы. Именно их и выражает педагогика служения.
Теперь давайте перейдем непосредственно к контурам новой образовательной системы и рассмотрим их сначала в дидактической, а затем и в воспитательной части.
I. Обучение
В обучении начнем с главного – с классно-урочной системы. Как исчерпавшую за полтысячи лет возможности своего развития, мы ее достаточно критиковали. Это хребет старой образовательной системы, но именно потому, что это «хребет», демонтировать его нужно осторожно и очень осмотрительно, чтобы не рухнуло вообще все. Что же может прийти ей на смену?
Классно-интегрированная система – такое название предлагается для новой организации школьного учебного процесса.
Класс – как основная организационная единица и объединение школьников одного возраста – должен остаться в основе учебного процесса. В воспитательной части мы более подробно это обоснуем с точки зрения именно воспитательных возможностей коллектива. Сейчас же уделим внимание новой организации учебного процесса в связи с понятием «интегрирование».
С точки зрения математики интегрирование – это (наряду с дифференцированием) самое сложное математическое действие, приводящее к переводу исходных данных на качественно новый уровень путем подсчета сумм бесконечно большого количества бесконечно малых величин. Для далеких от математики людей можно привести понятный пример интегрирования – овладение каким-либо иностранным языком. Когда путем постоянного заучивания новых слов, запоминании правил их употребления и постоянной разговорной практики все это бесчисленное множество «бесконечно малых величин» через их суммирование и переход количества в качество однажды интегрируется в свободное владение языком.
В связи с понятием интегрирования важно сказать об одной важнейшей философской предпосылки перестройки всего учебного процесса в этом направлении. Человек, как это уже поняли древние философы и подтвердили дальнейшие, есть микрокосм. Вся вселенная свернута в нем. В этих условиях его можно рассматривать как «интегрированную голограмму» вселенной. Как в обычной голограмме в любой ее точке находится в проекции вся остальная голограмма, так и человек интегрирует в себя весь окружающий мир. В мире нет, и не может быть ничего такого, чего не было бы изначально в самом человеке. Поэтому все знания, которые человек открывает в окружающем мире, на самом деле изначально находятся в нем самом в интегрировано-свернутом виде. Все – и все классы веществ, растений и животных, и все технические достижения – от колеса до последних компьютерных технологий!.. Все это изначально было в самом человеке – он ничего не может открыть или изобрести такого, чего в нем не существовало прежде. Это невозможно в принципе.
В следующей статье мы попытаемся показать это на примере крылатой ракеты. И увидим, как последовательно раскрывая аллегорические связи человека и крылатой ракеты, мы на самом деле показываем, что все особенности технических параметров крылатой ракеты отражают те или иные аспекты самого человека. И его самого, в конце концов, можно рассматривать как интегрированную модель той же самой крылатой ракеты. Как в принципе – и корабля, и танка, и подводной лодки, и самолета, и…, и… В общем – всего того, что есть в окружающем мире, что в микромире, что во всей Вселенной. И это еще раз доказывает, что человек есть ее интегрированная модель или микрокосм.
Но вернемся к классу и посмотрим, в какие учебные формы будет интегрироваться его жизнь в школе и сам процесс интеграции знаний как таковой.