Наше Министерство просвещения во главе с Ольгой Васильевой взялось играть в очень забавную и, в то же время, печальную игру. Похоже на попытки заправить обратно нечаянно вылезшую из тюбика зубную пасту. Игра «продавить» новый вариант ФГОС, в котором остатки старого ФГОС с рассуждениями о вариативности школьных программ сочетаются с жесткими требованиями к их содержанию и контролю (почти на 400 страниц).

Новый ФГОС: лишение свободы на срок от 5 до 7 летИзображение Marko Lovric с сайта Pixabay

В ближайшие дни, до Нового года, стандарты могут быть окончательно утверждены, несмотря на множество замечаний и критики от всех значимых российских специалистов, РАО в частности. Утверждение ФГОС в таком виде станет ярким примером чиновничьей диктатуры в нашей стране и еще больше обострит вопрос о легитимности властей.

Почему игра печальная?

Согласно идее, которая начала развиваться в российском образовании с начала 1990-х годов, стандарты являются трехсторонним общественным договором, в котором, с одной стороны, выступают государственные чиновники, представляемые Минпросом, с другой — общество в лице родителей учащихся, а с третьей — система образования в лице специалистов по содержанию обучения.

Так вот этого общественного договора уже давно нет, нет консенсуса не только по вопросу «зачем учить», но и «чему учить», «как учить», «сколько учить», «как оценивать результаты обучения». Вместо поиска этого консенсуса Ольга Юрьевна неизвестно откуда извлекла неизвестно кем составленный проект, который после утверждения будет иметь силу закона, и, скорее неправдами, чем правдами, пользуясь служебным положением, «продавливает» этот проект, вызвавший массовую критику.

Нарушен общественный договор и, значит, не будет соблюдаться заинтересованными сторонами в реальности. Метрворожденный документ начнут обходить любым способом.

К чему приведет утверждение новых ФГОС?

Новые ФГОС — огромное количество новой бесполезной работы для всех учителей нашей страны без какой-либо оплаты. Предстоит переделывать всю документацию, все программы, конспекты, учебные планы, приказы, протоколы… только что сделанные в течение более чем 10 лет под становящиеся уже «прошлыми» ФГОС. А все то море бумаг, которое уже написано — все оно пойдет в мусор. Но теперь эти бумаги нужно написать уже не за 10, а за 5 лет, к 2024 году — именно таков будет срок внедрения новых стандартов. Разумеется, никто никаких средств на эту работу не предусматривает, однако реально, чтобы ее провести, потребуется много рабочих дней и бессонных ночей в каждом общеобразовательном учебном заведении, увеличение штата административных работников (которых уже негде даже посадить в наших школах!) без увеличения фонда заработной платы — т. е. это приведет к снижению реальных заработков учителей.

Другой важный эффект — резкая активизация контроля и проверок, дальнейший рост численности контролирующих инстанций. Вполне реально, что достаточно много учебных заведений, «не обеспечивших» реализацию новых стандартов, будет лишено лицензий и закрыто органами прокуратуры. А как «обеспечить» учебным заведениям реализацию такого стандарта, если реально они не могут себе построить отсутствующие спортзалы и учебные кабинеты, привлечь на такую зарплату квалифицированных учителей предметников, приобрести учебное оборудование? В школьных учебных планах и расписаниях не хватит часов для уроков, чтобы охватить все это тематическое разнообразие нового проекта ФГОС, а главное — недостаточно кабинетов и учителей, чтобы провести необходимые уроки!

Александр Асмолов, основной автор уходящих ФГОС, горячится, что новые ФГОС — это возврат к зубрежке, репродуктивному обучению, как он говорит, к «каменному веку».

А вот я бы так не сказал. Никакой это не возврат, а отрицание отрицания.

По совокупности своих детально прописанных, внутренне несогласованных требований новые ФГОС просто не могут быть реализованы в большинстве периферийных школ в регионах. Это вызовет окончательный разрыв образовательного пространства страны.

Парадокс: образовательные стандарты, направленные на создание единого образовательного пространства, его уничтожат окончательно. Васильева добьется прямо противоположного эффекта: вариативность восторжествует. Она развалит систему изнутри.

Как долго продержится этот новый проект стандартов?

Самое забавное, что нынешние ФГОС, утвержденные министром Владимиром Филипповым в декабре 2010 года, еще даже не вступили в силу в полной мере! По этим ФГОС учится начальная школа и среднее звено, а вот старшеклассники еще только приступают к обучению по ФГОС, и толком еще ни одно поколение не закончило школу по ФГОС «от и до». Как говорят в армии, не успели выполнить команду, как последовало «отставить». Не стоило и мучиться.

Внедрение этого проекта ФГОС рассчитана на 2024 год, а за это время должны произойти очень масштабные, значимые события. Необходимо учесть, что в стране продолжает падать благосостояние граждан, растет уровень бедности, усиливаются протестные настроения. Критически снизилась рождаемость, а темпы эмиграции увеличились. В образовании нарастают тенденции анскулинга, перехода на семейное и дистанционное обучение, как грибы появляются альтернативные школы.

В 2024 году у нас будет новый президент, новое правительство, новая государственная Дума. Так вот: новый ФГОС Васильевой — не надолго. В том же 2024 году, ну, максимум, еще в течение двух лет, этот вариант стандарта тоже будет отменен. Мы еще не успеем переписать документы, как у нас будет новый стандарт! А может, будет признано, что в условиях такой страны, как наша, образовательные стандарты не нужны и это абсолютное зло! Ведь обходятся же без стандартов федеративно устроенные и достаточно крупные страны: США, Канада, Германия, Китай…

Без свободы?

Новый проект ФГОС — это лишение свободы, пусть небольшой, но свободы, которая есть ныне у образовательных учреждений и учителей по составлению образовательных программ, выбору учебников, перераспределению материала по годам обучения. Новый проект ФГОС отбирает эту свободу, а методология науки говорит, что любая система, которая не имеет достаточных степеней свободы для реакции на окружающие изменения, на воздействия — обречена на разрушение. 

Ликвидируется и свобода творчества учителей, которая еще оставалась, возможность получать удовольствие от работы, осуществлять потребность в самореализации (высший уровень потребностей по Маслоу).

Что теперь их будет удерживать в школе при такой низкой зарплате? А ведь по новому проекту ФГОС учителям придется работать намного больше за те же деньги! Это будет еще та каторга!

Свобода — это фундаментальная человеческая ценность, которая стоит многих материальных благ, и история человечества — это история завоевания им все новых и новых свобод. Мы пока что не очень это понимаем и не очень ценим свободу, но это придет.

Конечно, предстоящие 5-7 лет будут для учительства очень трудными и мрачными, если проект ФГОС будет принят. Но в результате, мы много чему научимся и станем сильнее (это говорил Ф.Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее»). И рано или поздно это закончится, а когда оно кончится, «свобода нас встретит радостно у входа», ну, и так далее.


Источник