Новый вид спорта? Что родителям нужно знать о киберспорте

Киберспорт — это личные или командные соревнования по компьютерным играм. Внутри него есть ряд дисциплин. Каждая из них классифицируется по нескольким параметрам, например, по игровой задаче, тематике или требующимся от игроков навыкам.

Однако у людей, не знакомых с дисциплиной близко, есть ряд опасений и вопросов. Правда ли, что все цифровые спортсмены имеют киберзависимость? Действительно ли у про-геймеров огромные зарплаты? Можно ли начать карьеру, не покупая дорогое оборудование? Мы собрали для вас всю актуальную информацию в этом тексте.

История киберспорта

как попасть в киберспорт

Киберсоревнования, США, 80-е гг. Источник: imgur.com

Несмотря на то, что дисциплину принято считать совсем молодой, появилась она давно. Первые, пока ещё неофициальные, соревнования стали проходить во второй половине XX века. Интернет в то время не был общедоступен, поэтому и формат состязаний отличался от привычного нам. Вместо того чтобы одновременно бороться друг с другом в виртуальном пространстве, участники турниров просто старались достичь максимально высоких результатов в одиночной игре.

Источники сообщают, что в некотором смысле родоначальником киберспорта можно назвать соревнования по игре Spacewar. Они прошли в Стэнфордском университете в семидесятых. Надо сказать, что тогда чемпионат интереса не вызвал. Организаторам пришлось в прямом смысле заманивать гостей, обещая им бесплатное пиво.

киберспорт

Студенты играют в Spacewar. Источник: f1pme.medium.com

Впрочем, уже в восьмидесятых турнир по Space Invaders собрал примерно 10 тысяч участников. В это же время появились первые игровые приставки — киберспорт начал преимущественно развивался на базе консолей. Во многом этому способствовали сами игровые корпорации. Например, Nintendo и Sega Genesis не скупились, спонсируя повышение интереса общества к геймингу.

Ещё одной важной вехой в истории мирового киберспорта стали девяностые и первое появление Интернета в домах обывателей. В индустрии появились сетевые игры и, как следствие, турниры по ним. Так, 1996-й признан годом проведения первого официального турнира. Кроме того, в девяностые были сформированы первые профессиональные киберспортивные лиги.

С наступлением нового тысячелетия страны одна за другой стали на государственном уровне вносить дисциплину в список официальных видов спорта. И не удивительно, ведь в 2000-м прошёл первый официальный киберспортивный чемпионат мира.

История киберспорта в России

центр киберспорта

Киберсоревнования в Москве, 2019 г. Roman Kosolapov/Shutterstock.com

Россия стала первой в мире страной, официально признавшей дисциплину видом спорта. Статус был присвоен в июле 2001 года. Отечественный Госкомспорт на несколько месяцев опередил даже Южную Корею, переживавшую в это время настоящий бум увлечения геймингом.

Несколько лет спустя — в 2006-м — киберспорт из списка был исключен. Дисциплина не соответствовала критериям для включения в новый Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС). В частности, речь шла о «развитии в более чем половине субъектов РФ». Кроме того, у гейминга не было должным образом зарегистрированного физкультурно-спортивного объединения.

Впрочем, игровое мастерство российские геймеры могли продолжать. Так, в 2014 году в РУС «ГЦОЛИФК» запустили образовательную программу, посвящённую киберспорту. А годом позже появился отечественный киберспортивный холдинг ESforce. Организация стала самой большой в РФ, странах СНГ и Восточной Европе. Именно эта компания владеет клубом Virtus.pro. По сумме выигранных призовых команда держит лидерство в СНГ, а в мире входит в десятку сильнейших.

Статус официального вида спорта в России дисциплине вернули, но только 11 лет спустя, в 2017 году, вместе с изменениями в ВРВС. Теперь у реестра появился второй раздел — «Виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне». Туда же включены, например, баскетбол, футбол и хоккей.

Внесение в список позволило киберспортсменам получать разряды и звания, а также проводить федеральные чемпионаты. Тем самым «физкультурно-спортивным объединением» стала Федерация компьютерного спорта России.

Киберспорт от К до Т: что это такое и в чём суть?

про киберспорт

Frame Stock Footage/Shutterstock.com

Принцип работы киберспорта коротко: команда тренируется под руководством тренера и участвует в соревнованиях по разным дисциплинам.

В зависимости от вида игр в составе команды может быть от 1 до 15 человек. В коллективе должен быть тренер, который является экспертом в игре и отвечает за эффективность работы геймеров. Он также работает над тем, чтобы каждый спортсмен развивал свои навыки и знал свои сильные и слабые стороны.

Также в каждой команде есть капитан. Обычно это наиболее старший или наиболее опытный игрок. Иногда капитаном становится игрок помладше, но способный существенно повлиять на ход игры.

Всё чаще с геймерами сотрудничают и киберспортивные психологи. Для получения этой специализации ментальным терапевтам необходимо иметь образование в области спортивной психологии. Их задача — помогать игрокам выстраивать общение внутри коллектива и справляться со сравнением своих результатов с другими. Отдельно многие специалисты отмечают работу с целеполаганием и мотивацией молодых спортсменов.

Как стать киберспортсменом?

турниры киберспорта

Gorodenkoff/Shutterstock.com

Популярность профессии киберспортсмена растёт из года в год. Пока российское образование не предлагает получить диплом или аттестат по этой специальности, однако некоторые учебные программы и меры поддержки про-геймеров уже есть.

Киберспорт в студенческой жизни. Начало профессиональной карьеры

Первые подвижки в сторону профессионального обучения для специалистов киберспортивной индустрии случились ещё в 2014 году, когда один из столичных вузов ввёл тематическую образовательную программу. После того как в 2017 году дисциплина повторно получила статус официального вида спорта в РФ, развитие сферы стало куда динамичнее.

В ИТМО в 2018 году появилась специальная стипендия для первокурсников, которые делают успехи в киберспорте. Ежемесячные выплаты в размере 10 000 рублей учащиеся получат при условии, что они соответствуют некоторому количеству критериев: суммарное количество баллов за ЕГЭ должно быть не менее 250, а студент должен обучаться на бюджетной основе. Кандидату необходимо предоставить на конкурс своё киберспортивное портфолио, в которое войдёт мотивационное письмо, а также документальные подтверждения побед на турнирах и наличия разряда по киберспорту. Речь идёт об одиннадцати играх: World of Tanks, FIFA, Dota 2 и прочих.

В период локдауна 2020 года всё тот же университет пошёл дальше и интегрировал киберспорт в образовательный процесс. Дистанционные занятия по физкультуре в некоторых случаях стали проводить в формате геймерских состязаний. Инициативу предложили «Кронверкские барсы» — студенческий спортивный клуб вуза.

Идея понравилась руководству учебного заведения и на её базе был разработан проект «Киберфизкультура в ИТМО». В его рамках учащиеся могут зарабатывать баллы, совершенствуя свои геймерские навыки. Начисляются эти баллы за время, проведённое в игре в будни.

В начале 2023 года вуз открыл собственный центр развития студенческого киберспорта. Площадка такого формата стала первой в Петербурге. Киберарена оборудована комнатами для групповых и личных тренировок, залом для коворкинга, подкаст-студией и монтажной мастерской.

Чтобы достичь успехов в киберспорте, необходимо обладать быстрой реакцией и хорошей концентрацией, а также постоянно тренироваться. Профессиональные киберспортсмены, как правило, имеют возраст от 20 до 22 лет. Поскольку с годами реакция и концентрация ухудшаются, к 30-ти большинство уже не участвует в соревнованиях на профессиональном уровне.

В московском университете МФПУ «Синергия» и вовсе открыт отдельный факультет игровой индустрии и киберспорта. На выбор представлены две программы. Среднее специальное образование можно получить по специальности «Коммерция в игровой индустрии и киберспорте», а высшее (по бакалаврской программе) — по специальности «Менеджмент в игровой индустрии и киберспорте».

Кроме того, в мае 2023 года университет запустит уже третий сезон Synergy ESPORTS League по CS:GO, VALORANT и HeartStone. При этом призовой фонд более чем внушительный. Занявшие 3 и 4 место в каждом из турниров получат по 1 250 000 рублей. Серебряным призерам достанется по 2 500 000 рублей. А победители станут обладателями 5 000 000 рублей каждый.

Киберспорт в школах. С какого возраста приобщаться к дисциплине?

киберспорт обучение

Terelyuk/Shutterstock.com

Задуматься о карьере киберспортсмена можно и раньше. Согласно федеральному стандарту, разработанному ФКС и Минспорта, приступать к этапу начальной подготовки стоит в 12 лет.

Обучение рекомендовано проводить в группах по 10 человек, а займёт оно 2 года.

В 14 лет киберспортсмен переходит на тренировочный этап, который тоже длится 2 года. Оставшиеся этапы не регламентированы по длительности. Однако в документе говорится, что «этап совершенствования спортивного мастерства» не может начаться раньше, чем геймеру исполнится 16. И только с 17 лет спортсмену позволено перейти на «этап высшего спортивного мастерства».

Если цель — достижение высот в этом виде спорта, лучше всего начинать заниматься в средней школе, в возрасте около 11–13 лет. При этом тренировки будут занимать около 4-5 часов в день, а также потребуют оттачивания определённых тактик и стратегий дома. Если же цель — просто развитие интереса к этому направлению, занятия киберспортом можно начинать в более позднем возрасте, например в 13–14 лет.

Сегодня в стране немало киберспортивных школ для детей и подростков. Однако практически все они частные, так что назвать конкретную стоимость обучения и его точную длительность затруднительно. Впрочем, в 2022 году в России открылась первая государственная киберспортивная школа — в Новосибирске. А в одной из школ Сестрорецка Ленинградской области осенью того же года заработал киберспортивный кабинет.

На полях конференции «Киберспорт 2030» представители Минпросвещения сообщили: до 2024 года в российских школах появятся киберспортивные клубы.

Сколько стоит вырастить киберспортсмена?

официальный киберспорт

Krakenimages.com/Shutterstock.com

Обычно дети начинают заниматься киберспортом в киберспортивных клубах, которые могут быть как независимыми организациями, так и входить в состав крупных киберспортивных команд.

Стоимость занятий в клубах может значительно варьироваться в зависимости от региона, уровня клуба, квалификации тренеров и других факторов. В среднем ценник за одно занятие составляет от 500 до 1500 рублей.

Кроме того, для занятий киберспортом может потребоваться компьютер с хорошей видеокартой и дополнительными периферийными устройствами, такими как игровая мышь и клавиатура. Стоимость такого оборудования также может варьироваться в зависимости от марки и качества, и может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей.

Наличие первоклассного оборудования дома, несомненно, стало бы хорошим подспорьем для молодого киберспортсмена. Эксперты в этой области отмечают, что без качественного «железа» пробиться в число лучших игроков почти невозможно. Однако складывается впечатление, что для самых первых шагов это перестаёт быть обязательным.

В какие игры можно играть детям в рамках киберспорта?

киберспорт сегодня

AlessandroBiascioli/Shutterstock.com

Киберспорт включает в себя множество игр различных жанров и возрастных категорий. Вот несколько примеров, которые подходят для детей:

  1. Rocket League — возрастной рейтинг E (для всех возрастов), жанр — спорт.
  2. Minecraft — возрастной рейтинг E (для всех возрастов), жанр — песочница.
  3. Super Smash Bros. Ultimate — возрастной рейтинг E10+ (для детей старше 10 лет), жанр — файтинг.
  4. Fortnite — возрастной рейтинг T (для подростков старше 13 лет), жанр — выживание.
  5. Overwatch — возрастной рейтинг T (для подростков старше 13 лет), жанр — шутер.
  6. League of Legends — возрастной рейтинг T (для подростков старше 13 лет), жанр — MOBA (многопользовательская онлайн боевая арена).
  7. Dota 2 — возрастной рейтинг T (для подростков старше 13 лет), жанр — MOBA.
  8. Hearthstone — возрастной рейтинг T (для подростков старше 13 лет), жанр — стратегия.

Важно отметить, что родители должны знать, какой возрастной рейтинг имеет игра, чтобы оценить, соответствует ли она возрасту и зрелости их ребёнка.

Киберспорт: мифы и реальность

киберспорт игры

Gorodenkoff/Shutterstock.com

Киберспорт — это прибыльно

Киберспорт действительно приносит прибыль. Как правило, при обсуждении этой темы обыватели в первую очередь вспоминают об отнюдь не скромных суммах, которые получают победители и призеры турниров. Например, на BLAST Major Copenhagen 2023, который завершится 7 мая, призовой фонд составляет 750 000 долларов. И, как отмечают про-геймеры, призовые — основной источник доходов в киберспорте.

Однако стоит помнить о нескольких вещах. Во-первых, участников в каждом турнире огромное количество, а призовых места всего три. Следовательно, шанс улучшить доходы таким образом крайне невелик. Во-вторых, те самые огромные суммы предлагают далеко не все турниры. Доступ к таким соревнованиям закрыт без определённого уровня подготовки. А в России многие соревнования и вовсе предлагают весьма скромные награды.

Например, Кубки губернатора Санкт-Петербурга по PUBG Mobile и Hearthstone Battlegrounds, которые проходят в первой декаде мая, предлагают всего по 2 500 рублей. Правда при этом отмечают, что лучшие команды будут приглашены в суперфинал с призовым фондом в 80 000 и 70 000 рублей соответственно.

И действительно, суперфиналы Кубка губернатора Северной столицы имеют приличный призовой фонд. Например, на аналогичном турнире по CS:GO будет разыграно 110 000 рублей. Из них 7 500 заберёт команда, занявшая 4 места, 17 500 достанутся бронзовым призерам, а 25 000 — серебряным. Победители заберут 60 000 рублей.

А МК #7 по PUBG Mobile, которые устраивают ФКС Москвы и 3D!Clan, анонсирован с призовыми в 20 000 рублей. Лучшая команда заберёт половину от этой суммы. Впрочем, желающих ожидается немало. Организаторы заявляют о готовности зарегистрировать на соревнования до 144 команд.

Кроме того, киберспортсмены, подписавшие контракт с клубом, получают зарплату. Однако точную сумму назвать непросто. Она зависит от огромного количества факторов, в том числе от опыта игрока и его места в киберспортивных рейтингах. Годом ранее атлет Virtus.pro Джами «Jam» Али поделился с изданием Газета.ру. примерными данными о доходах.

«Уровни зарплаты я бы распределил следующим образом: начинающие киберспортсмены получают $300–1500, у опытных игроков зарплата в районе $1500–3000. Топовые игроки зарабатывают $3000–8000 в месяц, ну и мировые суперзвезды больше $8000. Слышал, что у некоторых зарплаты достигают десятков тысяч долларов в месяц», — рассказал он.

Сегодня в связи с геополитической ситуацией российские кибератлеты сталкиваются с определёнными трудностями в карьере. По словам Джами Али, санкции и другие запретительные меры мешают и команде, и каждому игроку в отдельности увеличивать рейтинг и добиваться участия в турнирах с большими призовыми.

«Нас не допускают к BLAST — сейчас это один из крупнейших турнирных операторов, помимо ESL, PGL и многих других. Там другая экосистема, рассчитанная на партнёров турнира. Иными словами, участие платное, а в открытых квалификациях разыгрывается всего два бесплатных слота», — поделился про-геймер.

Когда отечественным игрокам всё же удаётся попасть на международные турниры, они вынуждены выступать под нейтральным флагом.

Киберспорт — это только для мальчиков

русский киберспорт

Friends Stock/Shutterstock.com

Конечно, какого-то официального запрета на участие девушек в дисциплине нет. Кроме того, в начале 2023 года женский киберспорт совершил очередной прорыв. Келси «Kels» Григ стала первой женщиной-участницей Call of Duty Challengers Elite. Это турнир по одноименной игре с призовым фондом в 50 000 долларов.

А в сентябре прошлого года стало известно, что якутские киберспортсменки примут участие в лиге Европы PUBG.

Впрочем, пока дамам есть куда расти. По данным Cybersport.ru, на конец апреля 2023 года женских имен нет в мировом ТОП-100 игроков.

Киберспортсмены — это люди, слабо развитые физически

Команды в обязательном порядке сочетают время за компьютером с физическими нагрузками. Это требование было официально закреплено в январе 2022 года приказом Минспорта РФ.

Киберспортсмены обязательно каждый день занимаются спортом и следят за питанием, а в некоторых командах — работают с психологом. Добиться успеха в этом виде спорта, играя ради отдыха в свободное время, невозможно.

Киберспорт — это несерьёзно

история киберспорта

Monkey Business Images/Shutterstock.com

Такое мнение до сих пор распространено достаточно широко, в особенности среди старшего поколения. Всё дело в том, что для подавляющего большинства жителей планеты компьютерные игры — один из видов развлечений. Однако для киберспортсменов игра вовсе не праздное времяпрепровождение. Атлеты ежедневно тратят на тренировки большую часть времени, оттачивают скорость реакции и тактическое мышление, учатся эффективному командному взаимодействию и прорабатывают стратегию каждой партии.

Регулярное участие в турнирах и чемпионатах разного масштаба — обязательное условие для киберспортсмена. Состязания проходят по нескольким дисциплинам, в основе разделения которых лежат основные критерии игры:

  1. Боевая арена (Dota 2, League of Legends и другие).
  2. Стратегия в реальном времени (Starcraft, Warcraft 3 и прочие).
  3. Спортивный симулятор (FIFA и иные).
  4. Шутер/тактический трехмерный бой (CS:GO, Fortnite и другие).
  5. Файтинг (Mortal Combat и прочие).
  6. Технический симулятор (Assetto Corsa Competizione и иные).
  7. Соревновательные головоломки (Тетрис, Hearthstone и другие).

У всех киберспортсменов есть игровая зависимость

федерация киберспорта

bodnar.photo/Shutterstock.com

Огромное количество времени, которое киберспортсмены проводят за игрой, вызывает у обывателей серьёзные опасения. Не грозит ли это формированием у всех про-геймеров серьёзной компьютерной зависимости?

Психологи уверяют: тревогу бить не стоит. Турнир — такое же спортивное соревнование, как и футбольный чемпионат. А процесс подготовки к нему состоит из рутинных тренировок. Сами же профессиональные геймеры прекрасно разграничивают работу в виртуальном пространстве и реальный мир. Достигнув цели, поставленной на конкретную тренировку, геймеры приступают к другим повседневным задачам. Они в состоянии спокойно оторваться от игрового процесса и переключить свои мысли и внимание на другие дела.

О зависимости стоит говорить, когда ребёнок не выполняет свои социальные обязанности, забрасывает учёбу и у него нарушается режим питания и сна. Подробнее об этом читайте здесь.

Однако на первых порах родителям, конечно, стоит присматривать за начинающим киберспортсменом. Для обеспечения детской безопасности отлично подойдёт приложение Kids360. Благодаря программе мамы и папы смогут держать под контролем количество времени, которое молодой геймер проводит в развлекательных приложениях. А ведь именно с мобильного гейминга сегодня проще всего начать киберспортивную карьеру! Например, в России есть несколько турниров по PUBG Mobile или Hearthstone (у этой игры есть и мобильная, и ПК-версия).

При помощи Kids360 вы сможете установить лимит экранного времени в конкретных приложениях. Например, для ежедневного оттачивания мастерства юниору, делающему первые шаги в цифровом спорте, хватит пары часов в день.

Кроме того, через программу родители могут давать младшим членам семьи разного рода задания. Например, закончить домашнее задание или выбросить мусор. А в качестве поощрения Kids360 выдаст молодому геймеру дополнительное время на тренировки.

Таким образом ребёнок получит возможность делать шаги к своей мечте, а родители будут уверены в том, что он делает это безопасно.

Поощрять ли такое увлечение ребёнка? Совет для родителей

школа киберспорта

Aleksandar Malivuk/Shutterstock.com

Многие до сих пор считают, что киберспорт — это несерьёзная дисциплина, которая приносит лёгкие (и немалые) деньги. Однако для достижения хоть сколько-нибудь значимых результатов про-геймерам приходится прикладывать немало усилий.

Плюсы и минусы киберспорта для детей

С точки зрения личного вклада, это такой же спорт, как футбол или фигурное катание. Кибератлетам приходится подчиняться жёсткому распорядку дня и почти всё своё время отдавать оттачиванию навыков на тренировках. И погружение в дисциплину на профессиональном уровне может оказаться не менее сложным для психики, чем в любой другой вид спорта. Ведь здесь, как и везде, спортсменам нужно не только работать над постоянным ростом над собой, но и свыкаться с непрестанным сравнением своих результатов с чужими.

Плюсы Минусы
Развивает стратегическое и логическое мышление Может привести к снижению физической активности и ослаблению здоровья
Помогает улучшить реакцию и координацию движений Может вызывать зависимость (здесь родителям поможет приложение Kids360) и влиять на психологическое состояние
Предоставляет возможность заниматься любимым делом Требует большого количества времени на тренировки и соревнования
Позволяет получать дополнительный доход в будущем Может привести к снижению успеваемости в школе

Соревновательный момент нередко идёт детям только на пользу. Если ребёнок изъявил желание попробовать себя в киберспорте, главная задача родителя — поддерживать и не давить, требуя регулярных успехов.

План действий для родителей

факультет киберспорта

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Поговорите с ребёнком: узнайте, какие игры ему интересны, почему он хочет заниматься киберспортом и как он собирается достигнуть успеха в этой области.
  2. Поддержите ребёнка: показывайте, что вы за него болеете и готовы поддержать его увлечение. Выразите свои опасения и беспокойства, если они есть, но не критикуйте и не отвергайте его увлечение.
  3. Настройте ребёнка на правильное отношение к киберспорту: помогите ему понять, что для достижения успеха в этой области требуется упорный труд, настойчивость и дисциплина. Напомните ему, что здоровье и образование также важны.
  4. Изучите киберспортивную инфраструктуру в вашем городе: посмотрите, есть ли в вашем городе клубы или команды, которые занимаются киберспортом, и какие турниры и соревнования проводятся.
  5. Найдите хорошего тренера: если ваш ребёнок серьёзно настроен на киберспорт, ему потребуется квалифицированный тренер, который поможет ему развиваться в этой области.
  6. Следите за здоровьем ребёнка: убедитесь, что ребенок не забывает про физические упражнения и правильное питание, а также не переутомляется и не играет слишком долго.
  7. Отмечайте успехи: следите за турнирами и соревнованиями, в которых участвует ваш ребёнок, и поощряйте его за достигнутые успехи.
  8. Помогите ребёнку наладить баланс между игрой и учебой: убедитесь, что ваш ребёнок уделяет достаточное время учёбе и не играет в киберспорт в ущерб учебному процессу. Используйте приложение Kids360 — в нём можно составить расписание пользования гаджетом.
  9. Следите за эмоциональным состоянием ребёнка.
  10. Обеспечьте ребёнка необходимым оборудованием и программным обеспечением.
  11. Найдите сообщество единомышленников для вашего ребёнка, где он сможет общаться и обмениваться опытом.
  12. Обсудите с ребенком правила безопасности в интернете и настройки конфиденциальности.

Будьте чуткими к юному геймеру. Давайте ему возможность найти себя, но убеждайтесь, что его усердие не идёт во вред его физическому и ментальному здоровью.

Источник фото обложки: Parilov/Shutterstock.com


Источник