О нелегкой мальчишеской доле, или почему школа ориентирована на девочек
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Нередко можно услышать утверждение о том, что в России жизнь «заточена на мужчин».   Педагог и автор Дзен-канала «Записки счастливого учителя» Анна Литягина рассуждает о том, почему ситуация в школе — совершенно противоположная.

Мы не умеем учить мальчиков. 

Учит кто? Правильно, в массе своей учителя — женщины. Про воспитателей детсадов и говорить нечего. Мужчина в детском саду — инопланетянин. Если вдруг найдётся юноша, желающий работать в саду, окружающие его добрые люди будут настойчиво крутить пальцем у виска и наставлять его на путь истинный: «Не мужское это дело — сопли малявкам вытирать!».

Читайте также: С нелюбимой работы в ушёл в… детский сад! История монтессори-педагога Евгения Пепеляева               

В педучилище в моей группе было два парня — ни один не пошел работать в начальную школу. В университете на «Начальном образовании» вообще не было ни одного парня. Сплошное женское царство. Мужчины-учителя изредка появляются уже в средней школе, а это поздновато для полноценного формирования — кого? Правильно, мальчиков.

Так что стратегия обучения чаще всего рассчитана на девочек. Ведь учат и воспитывают «бывшие девочки»: мамы и бабушки, воспитательницы, учительницы. И, поскольку ждать больших изменений в гендерном составе учителей в ближайшем будущем не приходится, дорогие дамы-коллеги, давайте посмотрим на мальчиков другими глазами? 

Ведь мальчики — это вам не девочки, и наоборот. Мозг и мышление у них работают по-разному. Давайте будем это учитывать. А то всё как-то однобоко получается.

Вот вам задачка. Какую группу слов, определяющих черты личности, вы скорее отнесете к мальчикам, а какую  — к девочкам?

1) Неряшливость, небрежность, скорость, возбудимость, упрямство, самомнение, нетерпение, храбрость, безбашенность, молчаливость.

2) Старательность, застенчивость, ловкость, самообладание, боязливость, нерешительность, аккуратность.

Понятно, все эти черты могут быть присущи как мальчикам, так и девочкам. Но, зачастую первую группу слов относят скорее к мальчикам. «Индекс негатива» выше по отношению к мальчикам. Девочек чаще хвалят, чаще обнимают и целуют. Хотя мальчикам для полноценного психического и социального развития точно так же необходимо тепло, ласка, добрые слова, объятия, положительные эмоции, поощрения и похвала? А у нас в стране даже плакать мальчикам не разрешают. «Мужчины не плачут» — мужчины себе ранний инфаркт зарабатывают. Потому что эмоции подавлены и «съедают» изнутри.

Читайте также: Гендерно-нейтральное воспитание: растим детей без комплексов

Перемены в школе — не для мальчиков. С ними разговаривают на языке указаний: сядь, успокойся, не скачи, прекрати, не бегай, не лезь… Но мы-то с вами знаем, что мальчики и мужчины — это деятели, испытатели, новаторы! Если девочкам часто хватает пары квадратных метров  —  они разложили на парте своих кукол, мишек, зайчиков и прекрасно себя чувствуют  — то мальчикам нужно пространство для мысли и движения. А у нас в школе какое пространство? Тесные кабинеты с кучей народа и мебели, узкие коридоры. Дежурные учителя на переменах не дают бегать, скакать (травмы, жалобы, минус баллы школе — весомые аргументы). 

Хотя почему вместо запретов не организовать пространство для игры, беготни, лазания, ползания и т. д. под присмотром того же дежурного учителя? Редко где увидишь мягкие формы и сухие бассейны в школах. Может, в частных где-то и есть. В новых, больших и продвинутых, может, есть. А обычные школы живут в постоянном режиме экономии и отсутствии свободного места. 

А что насчет уроков? На них учитель опять же ориентирован на девочек. Почему? А потому, что у них период врабатываемости (т.е. вхождения в работу) короче. Через 5-10 минут после звонка девчонки уже готовы к труду и обороне. Они смотрят на учителя внимательно, прямо взгляд ловят. Учитель (-ница!) эти взгляды видит и объясняет благодарным слушательницам материал. Через 20 минут у девочек — пик работоспособности. 

А мальчики? А мальчики только-только включились в работу. На учителя они смотрят крайне редко, даже когда отвечают. Чаще смотрят на парту, в сторону или перед собой. Когда у мальчиков пик работоспособности, им бы предложить что-нибудь заковыристое и трудное — но девчонки-то начали уставать! И учитель снижает нагрузку, ведь он (невольно) ориентируется на девочек. Получается, что многие мальчики просто не услышали, не поняли объяснения из-за того, что позже включились в работу. Не потому, что они лентяи-разгильдяи. А потому, что у них мозг так работает. 

Как часто учителя учитывают эти особенности мальчиков? Многие не только не учитывают, но и не слышали о них ничего. Грустно. А мы всё на «женскую долю» жалуемся…

(В тексте частично использован материал книги «Мальчики и девочки — два разных мира», Еремеева В., Хризман Т.)


Источник