Пошёл второй месяц школьных каникул. Возможно, это самое время, чтобы задуматься, как пробудить в ребёнке желание знать больше, жажду поиска — самостоятельного и по собственной воле. Как выстроить программу семейного образования или дополнительного к тому, что ребенок изучает в школе, на каких науках следует заострить внимание прежде всего и какими книгами воспользоваться? Об этом — в блоге преподавателя иностранных языков, литературы и лингвострановедения на этих языках Гуманитарного лицея Александра Филянда.

О семейном (и не только) образовании

А сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами непосредственно о том, чем я некоторое время уже очень плотно занимаюсь — об учебной программе семейного (или, если ребенок ходит в школу, но Вы чувствуете, что ему школьных знаний недостаточно, что он может и сам хочет знать больше — дополнительного) образования. 

То есть о тех предметах или, точнее, даже целых блоках предметов, которые могут и должны сформировать именно интеллект ребенка, научить его мыслить, глубоко понимать суть познаваемого и творить на этой основе самому, а не просто дать ему сухой определенный набор фактов, цифр и дат.

И все это оказалось не так просто и сформулировать даже, не говоря о том, чтобы воплотить в жизнь. Ведь здесь прежде всего надо понять, что в этом случае четкое распределение ролей по типу «учитель-ученик» уже работать не будет, здесь главной формой общения между поколениями становится не урок с заданиями и оценками, а беседа абсолютно равных, просто разного возраста людей (не случайно ведь в японском слово «сенсэй» вовсе не означает какой-то особо умный или имеющий некое данное дипломом право орать, выгонять из класса или ставить оценки, а всего лишь «ранее родившийся» и потому в силу более долгой жизни более начитанный, знающий и могущий свои знания передать). Именно беседа абсолютно равных, взрослых и серьезных людей и умение спокойным и понятным языком самое важное до ребенка донести, да еще и постараться (в идеале) его мотивацию пробудить к поиску дальнейших сведений — вот наша с Вами главная задача. Пусть поиск этот будет в интернете, пусть хоть в «Википедии» сперва, ради Бога, позднее он и до серьезных энциклопедий и книг доберется (особенно если в доме есть книжные версии энциклопедий и энциклопедических словарей), но главное пробудить жажду поиска — поиска самостоятельного и по собственной воле.

В дополнительном или семейном образовании, как мне кажется, особенно важно не превратить общение с ребенком в нудный или пугающий его урок с заданиями и наказаниями — ведь так легко отбить начавший уже пробуждаться интерес к языку или какой-либо науке, (жуткое, казенное слово «предмет» лучше вообще хоть на время забыть, ребенок должен четко знать : предметы — это в школе, «для мелких», а он — взрослый и занимается науками именно как взрослый) и тем самым, возможно, даже сломать человеку жизнь, невольно столкнув его с самого правильного и интересного для него пути. И немного скажу об учебниках. Желательно, на мой взгляд, собственно школьные учебники в домашнем образовании не трогать вообще (то есть, самим просматривать желательно, чтобы знать требования программы для конкретного класса, но ребенку их не навязывать вообще), используя самим и «подкладывая» на стол ребенку не связанные никак напрямую со школьной программой книги и пособия, благо сейчас их хотя бы то же самое издательство «Просвещение» издает в немалом количестве. Там будет по сути абсолютно тоже самое, просто более свободным языком изложенное и без пугающих слов «учебник для … класса». Но опять-таки , есть одна оговорка : если сказать ребенку, подростку, что он теперь будет заниматься по взрослому, вузовскому учебнику, что он теперь будет знать то, что знают серьезные ученые люди и говорить их языком, то его мотивация очень даже вырастет : все дети, как известно, считают себя взрослыми — ради Бога, лишь бы по-настоящему не взрослели они подольше…

Итак, собственно, о самых важных на мой взгляд науках. Признаюсь Вам честно, когда родители сначала одного, а потом еще двух детей (брата и сестры), которых было решено перевести на экстернат и учить их дома самостоятельно, готовя потихоньку к различным аттестациям и экзаменам, нашим и иностранным языковым, но главное — стараясь дать как можно больше самых различных знаний живым, интересным, понятным детям языком предложили мне высказать свое мнение по поводу выбора подобных предметов, то я поначалу растерялся, хотя именно они и являются еще с детских лет, моими любимыми, кроме одного, о чем скажу ниже. Но в каких пропорциях давать детям, обучающимся дома знания этих предметов, по каким именно программам, учебникам, иным пособиям — всего этого я не знал. Одно дело, когда ты спокойно преподаешь детям современные языки, а некоторые знания по иным предметам даешь во время уроков лингвострановедения своим ученикам лишь как подробные и интересные, но все же дополнения к тем, что они получают на соответствующих уроках у своих официальных учителей. И не навязываешь им свое мнение, а в манере беседы и часто по просьбам самих детей даешь им в ответ на их вопросы дополнительную информацию к тому, что они узнают на уроках истории или литературы у других учителей. А другое дело, когда надо дать подобную рекомендацию нескольким совершенно разным детям разного возраста, разного уровня подготовки и просто психологически разным, которых ты и не знаешь еще толком, видел лишь пару раз и при этом возможный интерес к той или иной науке не погубить, не погасить пламя детской души, стремящейся к знаниям, но зачастую стесняющейся или боящейся это открыто показать.

Задача моя была серьезно облегчена тем, что в этих семьях есть кому преподавать детям естественно-научные науки. Но родители знают и то, что сами по себе физика, химия и даже биология (она более связана напрямую с мозгом, интеллектом человека) мыслить и творить самого человека в целом не учат, они дают лишь набор знаний и навыков в конкретной, весьма узкой сфере. Значит остается то, что подлинно важно и что позволит разуму ребенка уже в школьные годы взлетать ввысь, не встречая ограничений и открывая перед ним необъятные горизонты познания. Науки, которые однозначно необходимы для развития интеллекта и подходят практически всем можно разделить на четыре блока.

1. Математика. Начинаю с этого столь нелюбимого лично мною в школе предмета, ценность и важность которого я понял лишь много позднее, самостоятельно изучая новые языки, постигая математическую логику, алгоритмы функционирования их грамматик, а потом используя эти алгоритмы и для преподавания языков. В русском это не так заметно, он язык иного строя, более свободный, а вот в английском, немецком и других западноевропейских языках без понимания математически выверенной логики обойтись довольно трудно. Математика очень полезна тем, что уже в школьном курсе проходит весь необходимый путь : от самого простого, к самому сложному, постепенно наращивая интеллектуальную составляющую своих задач. Она описывает (точнее — помогает описывать) явления окружающего мира, будучи при этом абсолютно автономной от этого мира, тогда как естественные науки без собственно мира просто не могут существовать — им нечего будет описывать. Единственная педагогическая слабость математики — наличие немалого числа не самых глупых людей, к математике в детском возрасте органически не способных. Здесь я даже не себя только имею в виду, я знаю нескольких и несравненно более умных, известных людей. Поэтому математика с одной стороны жизненно необходима для личностного развития, но с другой, она не должна становиться интеллектуальным центром домашнего или дополнительного обучения, некоим краеугольным камнем, чтобы не произошли нарушение психического равновесия, перекос в умственном развитии над душевным и последующее отторжение вообще всякого стремления к умственному самосовершенствованию. А гуманитариям большим и маленьким, которые считают себя к математике совершенно не способными, я все же предлагаю не отчаиваться, а обратиться к выложенным в сети потрясающим видеокурсам лекций умнейшего и интеллигентнейшего профессора Алексея Владимировича Савватеева «Математика для гуманитариев» и «Математика для школьников». Поверьте, Вы ничуть не пожалеете о потраченном Вами на их просмотр времени.

Я вовсе не случайно написал выше о душевном развитии ибо уверен абсолютно, что именно постоянное развитие души ребенка есть основа и сама суть семейного и дополнительного образования. Ум, развитие интеллекта, конкретные знания — все это очень важно, не случайно я именно поэтому и начал с математики — «царицы наук» (хотя для меня лично царица — лингвистика, эта математика слова). Но главное — однозначно именно душа ребенка. И потому сейчас мы с Вами будем говорить непосредственно о науках гуманитарных, науках познания человека и его души.

2. На первом месте по важности, особенно на ранних стадиях домашнего обучения я бы поставил отнюдь не иностранные языки, а прежде всего именно русский язык и русскую литературу, которые наш старейший и подлинно великий филолог Александр Иванович Горшков вновь и вновь предлагает объединить в одну науку — русскую словесность. И это вовсе не просто переименование, а некая полная смена вех. Он и другие энтузиасты подобного подхода имеют в виду, что упор будет делаться теперь не на максимально точное знание правил грамматики языка, а на усиление роли именно литературной составляющей, постоянного чтения книг и непрерывного совершенствования устной речи, мастерского владения словом. Никто, упаси Боже, не предлагает забывать об орфографии и пунктуации, все это важно и нужно, но это не должно быть приоритетом в обучении маленького человека, не должно отпугивать его своей строгостью и академичностью всех этих бесконечных правил. На первое место должно выйти пробуждение интереса к чтению и постепенный подъем от самых простых к все более и более сложным и глубоким книгам. Важно успеть прочесть и подробно обсудить с ребенком как можно больше подлинно великих и важных книг русской литературы, пусть не все, но главное. Тогда эти вершины гения нашего народа на всю жизнь будут связаны для ребенка не со школьной программой, а с родным домом и с самыми дорогими ему людьми и всегда каждое новое прикосновение к ним будет вызывать во взрослых уже людях не отторжение и скуку, а тепло и любовь милого доброго детства. Сюда же, кстати, можно позднее отнести и наши прекрасные переводы классиков мировой литературы, которые, как, например, переводы сонетов Шекспира Маршаком, «Божественной Комедии» и стихотворений Киплинга Лозинским, «Гамлета» или «Фауста» пера Бориса Пастернака стали давно уже шедеврами именно русского слова. А писать грамотно ребенок много читающий все равно неминуемо научится, но произойдет это скорее автоматически, нежели благодаря зазубриванию правил. А вот диктанты детям диктовать полезно, очень полезно, хоть и не надо очень часто. И — что еще полезнее — пусть учат наизусть побольше стихов наших великих поэтов : для воспитания лучших чувств и качеств, совершенствования красоты своей речи, развития интеллекта,тренировки памяти трудно найти способ более подходящий и более прекрасный.

Но еще более полезно во всех отношениях мотивировать любовь детей (а все дети это любят, важно лишь не погубить в них эту любовь осуждением или пренебрежением) к сочинительству, к придумыванию различных историй на темы прочитанных книг, например или на те темы, которые интересны самому ребенку, постепенно переводя рассказы из исключительно устной в письменную форму. Когда ребенок увидит сочиненное им лично не по приказу, а по велению души записанным на бумаге (а писать надо именно на бумаге, не в электронном виде, чтобы не только ум трудился, но и рука), его радости и восторгу не будет предела, поверьте. Тогда и интерес к правилам сам проснется, и грамматика перестанет казаться скучной и нудной. И писать ребенок Ваш захочет как можно более красиво во всех отношениях, проснется в нем и интерес к каллиграфии, к совершенствованию своего почерка, к работе над стилем и много что еще. А тогда можно предложить ребенку и учиться потихоньку читать свои и чужие произведения вслух, как можно более красиво читая и декламируя. Вот тогда свое важное место в процессе обучения займет риторика, искусство красноречия. И не только для выступлений дома, перед родными и друзьями в первую очередь, но и для занятий в театральных кружках или детских музыкальных коллективах, например. Вот так в родной русской словесности одно тянет за собой другое, постепенно выстраиваясь в единую, большую, но очень стройную и логическую систему личностного развития.

3. История. Она, разумеется, должна изучаться параллельно с русской словесностью. Русская история, прежде всего, хотя и не оторванная от мировой, как это сделано в школьной программе, а спокойно обсуждаемая в ее комплексе от ключевых имен и событий древности до наших дней. Никакой дидактики, никаких школьных учебников (есть множество других интереснейших, ярких, прекрасно иллюстрированных и познавательных книг на исторические темы, выпускаемых тем же самым издательством «Просвещение», что и учебники, гле будет по сути тоже самое, но от этих книг не будет отдавать школой и обязаловкой) в дополнительном домашнем образовании, умоляю Вас! Для современного ребенка практически все исторические события — некая седая древность, с его реальной жизнью никак не связанная. Только спокойная беседа, совместное чтение прекрасным языком написанных и очень интересных художественных книг на разные исторические темы и периоды, просмотр исторических фильмов, совместная игра в настольные исторические игры (сейчас их множество выпускается) и обсуждение с детьми сказок, мифов, легенд различных народов, переходящее плавно в обсуждение зафиксированной уже реальной истории, постепенное увеличение объема исторических знаний ребенка, все более и более ему понятных и связанных с сегодняшним днем — единственно возможный путь прививания интереса к прошлому, построения прочного мостика от самого древнего прошлого к настоящему — и к будущему.

4. И, наконец, иностранные языки. Их ценность не просто для жизни, а для развития интеллекта в целом оспаривать никто не станет. Их изучение хорошо тем, что, как и при изучении математики, здесь можно и даже нужно ставить самые разные задачи — от простых до самых сложных, самых трудоемких. Здесь как ни в одном другом предмете тренируется ежеминутно и память и мышление : все это на родном языке, согласитесь, выполнять несравненно проще, а ведь именно сложное для нас с Вами как раз полезнее и важнее всего. Но и роль владения родным языком для изучения иностранных переоценить невозможно : чем выше уровень подобного владения, чем лучше развита у ребенка память с помощью заучивания наизусть прекрасных русских стихотворений, тем быстрее и легче проходит процесс изучения одного, а то и нескольких параллельно (хотя начинать надо постепенно, разумеется) языков иностранных. Постепенно надо прививать ребенку интерес и даже любовь к письменному переводу, очень полезному для умственного и одновременно физического (при писании рукой, а не печатании, конечно) развития — ведь здесь надо максимально четко понять мысль автора и столь же максимально четко изложить ее на родном языке, как можно меньше изменяя авторский текст и добавляя что-либо от себя. И письменный перевод не только написанного другими, разумеется. Если ребенок уже активно сочиняет что-то по-русски, отчего бы не предложить ему переводить на иностранный, а потом и сразу пробовать сочинять на изучаемом языке, когда уровень владения станет достаточным. Главное, чтобы он не боялся делать ошибки : здесь же не школа, оценок не ставят, ругать или смеяться никто не будет. Главное — постоянное творчество, развитие, движение вперед. Все вышеизложенное делает процесс изучения иностранного языка со сложной грамматикой еще более интеллектуально насыщенным и интересным, чем изучения математики : комбинации различных тем встречаются здесь естественно и на каждом шагу. Ну и мотивация соответствующая : знание языков — вещь весьма нужная и полезная со всех точек зрения, это дети школьного возраста знают уже очень хорошо.

Естественен, разумеется, вопрос, какие именно языки надо изучать для максимального развития интеллекта ребенка и в какой последовательности. Я на это еще и потому делаю упор, что очень часто читаю весьма удивляющие меня мысли о том, что английский, дескать, язык дидактически бесполезный, что его изучение — лишь требование нашего времени и никакой пользы развитию интеллекта от него нет, да и вообще от так называемых новых языков ее мало, а надо изучать латынь исключительно, ну и древнегреческий еще — вот тогда, дескать, и можно только умным человеком стать. Если подобное пишется из политических соображений, из нелюбви к США и Англии, Западной Европе в целом, это еще можно понять. Во всех иных случаях это ерунда, вообще ничем не оправданная. Считать английский языком непригодным для серьезных педагогических задач и нужным лишь для весьма примитивной практической, в основном, коммерческой деятельности может лишь человек, никогда не преподававший этот язык, никого ему не обучивший, не прочитавший на нем ни одной неадаптированной книги, да и вообще толком его и не знающий. Грамматическое и лексическое богатство английского литературного языка (очень прошу не путать его с т.н. «деловым английским» или с подростковым сленгом смс), просто колоссально и тщательное изучение его, всех его тонкостей и нюансов, например, при выборе той или иной видо-временной формы, того или иного модального или фразового глагола, постоянное чтение художественной литературы (обилие прекраснейших, мирового уровня книг на данном языке и есть лучшее доказательство моих слов) — превосходнейшее средство для всемерного развития равно и интеллекта и духа как ребенка, так и взрослого. Ну а какой язык выбирать вторым, немецкий ли, или один из таких прекрасных романских — французский, итальянский, испанский — это уже выбор исключительно родителей или самого ребенка, тут навязывать я ничего не могу. Для развития ума и души любой из этих языков, как и богатейшая литература, созданная на каждом из них пользу принесут просто неизмеримую и бесценную. Как, безусловно, и сам процесс параллельного изучения нескольких языков — параллельно и с родным и друг с другом.

Все это, однако, вовсе не отменяет роли классических языков в формировании интеллекта и культуры, а потому, если изучение нескольких новых европейских языков будет идти быстро и успешно и если ребенок будет показывать успехи в лингвистике и интерес к ней, то третьим языком вполне можно сделать латынь. Тут ведь, дорогие мои, главное опять-таки мотивация ребенка. Чтобы мотивировать его, например, учить итальянский, я ему расскажу о прекрасной стране, куда он непременно поедет, о добром и сердечном ее народе, покажу ему фильм на этом удивительно красивом, музыкальном и веселом языке и поставлю диск слушать чудесные песни. А вот что может побудить современного ребенка изучать латынь? Интерес к Древнему Риму, к античной культуре? Так их еще надо в ребенке пробудить и развить, вот если получится — тогда и о латыни всерьез речь вести можно. 


Источник