Фотографии: Wikimedia commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В Международный день образования колумнист Педсовета Александр Могилев размышляет о том, какой должна быть эффективная школа и что мешает повысить качество образования в России.
Сегодня, 24 января, отмечается очередной Международный день образования. Его в 2018 году учредила Генеральная Ассамблея ООН, чтобы подчеркнуть важность образования для развития и мира. Причем не того образования, которое предоставляют отдельные учреждения — государственные или частные — а того, которое ценно для каждой отдельной личности, и то, которое она осознанно пополняет и углубляет всю свою жизнь. И в том числе помогает обнаружить проблемы образования в своем обществе, которых в нашей стране всегда было и остается много.
Начнем с того, что до конца XIX века на всю Российскую империю приходились считанные учебные заведения, да и то они были мелкими, охватывали небольшой контингент учащихся. Кроме того, во многих обучение зачастую продолжалось один-три года, было скудным с точки зрения содержания. На 1890-е годы был достигнут показатель: лишь 31 процентов мужчин и 13 процентов женщин умели читать, а учиться по книгам и руководствоваться прочитанным — незначительное меньшинство населения.
Бурное развитие образование началось при Николае II, и перед Первой мировой войной, в 1913 году, читали уже 51 процентов мужчин и 26 процентов женщин. Правда, промышленно развитые страны Запада уже достигли отметки в 99 процентов грамотности — не только по чтению, но и по письму! А с Октябрьской революцией и Гражданской войной растущий тренд в российском образовании прервался, и страна скатилась до уровня 30 процентов грамотности.
После этапа борьбы с безграмотностью в течение XX века школа СССР достигла общемировых статистических показателей по среднему образованию — 99 процентов (но не по высшему). Однако теперь, в первой четверти XXI века, когда встает вопрос о качественных показателях, наша школа вновь оказывается не на высоте. Если с началкой у нас дела обстоят относительно неплохо, то школа подростковая (по исследованиям PISA — Program International for Student Assessment) показывает из года в год более или менее монотонно ухудшающийся уровень подготовки на уровне 37-39-го места (в мире).
Несмотря на то, что президентом провозглашена цель — войти в 10 лучших по образованию стран, наш рейтинг не только не улучшается, а ухудшается. Результаты исследования 2021 года — 39-е место. И это при том, что предприняты поистине отчаянные попытки российский рейтинг улучшить. Но…
Читайте также: Чем отличаются российские школьники от западных
Многие наши известные педагоги (математик Алексей Савватеев, филолог Светлана Ясинская и многие другие) буквально кричат, плачут, что в качестве базовых методик приняты такие, которые ведут к падению качества образования. Кроме того, более двух третей школ в стране находится в состоянии, когда многие предметы не ведутся, учителей не хватает.
Все дело в масштабах страны и разнообразии условий. Московские, питерские, казанские школы показывают в рейтинге PISA результаты на уровне лучших — Германии, Сингапура. Но только это не страны. Повторить условия, которые есть в школах этих городов невозможно в массовой российской школе. Минпросвещения отчаянно пытается связать показатели в читательской грамотности, естественнонаучной и математической подготовки с управленческими методами в школах, с наличием кружков и оборудования, с уровнем вовлечения родительского сообщества в школьные активности… Но только, думается, дело совсем не в этом.
Дело в востребованности и значимости знаний, которые дети приобретают в школе (нет, не тех, которые школы «дает», как принято у нас говорить), в обществе, в их полезности! Кого мы обманываем, если применимость школьных знаний в экономике страны стремится к нулю? Если школьников манси учат решать квадратные уравнения, а им потребуется в жизни пасти оленей и ставить капканы на пушного зверя? Если школьники ходят в школы пообщаться и потроллить учителей, безвозвратно отставших от этого века?
Читайте также: Реально ли школе угнаться за рынком труда?
Но огрехи в качестве школьной подготовки — ничто по сравнению с проблемой морали и нравственности. Вот у нас пытаются решить ее «Разговорами о важном» на классных часах раз в неделю. Ведь родители сами психологически во многом остаются детьми и не скрывают свой инфантилизм. Ждать, что они обеспечат адекватное воспитание своих чад на семейном уровне, — непростительная наивность, ведь мы существуем в условиях до крайности атомизированного общества. А скажите, кто реально поручится за то, что из миллионов даже самых хорошо успевающих школьников получится то, что называется «хорошие люди»? И что для этого делается? Да разве это кого-то волнует!
Реальная проблема нашего образования в XXI веке состоит в том, что бюрократический аппарат по управлению школой, включающий также всех, кому не лень «поуправлять» школой из депутатского или прокурорского кресла, совершенно подмял под себя ослабленное гражданское общество, функцией которого и является образование. Только оно одно способно задать образованию необходимые обществу форму и содержание!
Кроме того, школа в стране по-прежнему находится под сильным влиянием реформ, которые в ельцинские 1990-е годы навязала России команда «реформаторов» Всемирного Банка. Именно под их влиянием образование в нашей колониальной стане утратило воспитательную функцию и превратилось в обучение. Так что во всевозможных документах и названиях давно уже следовали заменить слово «образование» на «обучение»: «Министерство обучения», «Аттестат о среднем обучении» и т. д.
Вот это и отметим в Международный день образования!