Фотографии: Александр Авилов / АГН «Москва» / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Учебная программа — самое сердце любой школы, ее основная движущая сила. Но, как показывает практика, внутри этого «мотора» могут быть самые неожиданные вещи: уроки этники, нанотехнологий или даже травничества. Педсовет предлагает обзор учебных учреждений с самыми оригинальными программами.
«Школа будущего» № 2030, Москва
Фотографии: сайт школы
Школа может похвастать самым прогрессивным оснащением среди всех школ России и посоревноваться с мировыми лидерами. В ее проект вложено более миллиарда рублей. Портативные компьютеры здесь предоставляют каждому ученику.
«Школа будущего» нацелена не столько передать ученикам имеющиеся знания, сколько научить их находить и обрабатывать информацию, делать выводы и применять знания на практике.
Особенность школы не только в блестящем техническом оснащении, но и в инновационных учебных проектах. Так, в учебном заведении реализуется «Курчатовский проект» в сотрудничестве с Курчатовским институтом: здесь есть отдельный кабинет нанотехнологий. Он оснащен по первому разряду, включая даже атомно-силовые микроскопы.
В школе действуют профильные классы, которые сотрудничают с лучшими вузами страны: МГУ, РУДН, РГГУ, МФТИ и РНИУ им. Н. И. Пирогова. В профильных классах элективные курсы проводят преподаватели университетов.
Школа для детей с расстройствами аутистического спектра № 1465, Москва
Фотографии: Facebook
Именно с этой школы началось инклюзивное обучение детей с РАС в России. При разработке концепции использовали зарубежный опыт, применимый в российских реалиях. Основная задача школы — не изолировать детей с РАС от остальных учеников, а помочь им влиться в систему общего образования, оказав достаточную индивидуальную поддержку.
Основным ноу-хау школы является ресурсная зона. Это помещение, где новый ученик, обычно вместе с тьютором, подготавливается к образовательному процессу. Первое время ребенок может проводить на занятиях всего 10-15 минут, и этого уже достаточно. Первоклассники остаются в ресурсной зоне до 90% всего времени обучения. В школе ресурсную зону называют транзитом, где ребенок может в удобном ему темпе освоиться в новой обстановке, выразить накопившиеся тревоги и страхи, не срывая при этом урок.
Для работы с детьми с РАС применяют методы структурированного обучения и прикладной поведенческий анализ. Это одни из самых эффективных методик по реабилитации детей.
Билингвальная монтессори-школа Seymor House, Москва
Фотографии: Яндекс
Образовательная программа в школе сформирована с целью подготовить учеников к поступлению в американские вузы. Она выстраивается индивидуально для каждого ученика Middle и High School (12-18 лет) в зависимости от его дальнейших планов на обучение в вузе.
В Seymor House сочетают метод Марии Монтессори с элементами образовательной системы Британии, экологической программой и системой Free School. Большой акцент делается на самостоятельности и развитии любознательности воспитанников. Если школа не располагает педагогом по интересующей ребенка дисциплине, его приглашают отдельно.
Педагогический состав школы — мирового уровня, обучаться сюда приезжают и учителя из Китая, США и Европы. Кураторы школы — носители английского языка.
Пансионат воспитанниц Минобороны РФ, Москва
Фотографии: Википедия
Пансион можно смело назвать самым масштабным экспериментом на детях в современной истории. Уникальное исследование гендерного подхода в образовании здесь проводит Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Первый в своем роде и в России, и в мире, пансионат предназначен, прежде всего, для дочерей военнослужащих.
В задачах учреждения — вырастить поколение девочек с определенными компетенциями. В приоритете патриотизм, материнские навыки, благородство и трудолюбие. Пансион схож в своей идее со Смольным институтом благородных девиц.
Обучаются в пансионе с 5-го по 11-й класс. Правила по-военному строгие: выйти за пределы территории девушки могут не чаще одного раза в месяц. Общение с мальчиками под запретом, за исключением совместных мероприятий под присмотром педагогов.
Под неусыпным контролем взрослых находятся и гаджеты, где проверке подлежат не только посещаемые ученицами сайты, но даже заставки на телефоне. Держать себя в руках воспитанницам необходимо не только в стенах заведения, но и на каникулах за его пределами.
Школа для одаренных детей «Летово», Москва
Фотографии: сайт школы
Идейным вдохновителем и меценатом уникальной частной некоммерческой школы стал Вадим Мошкович:
«Моей мечтой было предложить талантливым детям со всей страны доступ к качественному образованию, независимо от финансовых средств их родителей. Эта школа позволяет им продолжить обучение в 10 лучших университетах страны или в одном из 50 лучших университетов мира».
И архитектура школы, и учебная программа нацелены на одно: личностное развитие ученика. Здесь ценят самостоятельность и умение целенаправленно достигать даже самых высоких целей.
Высочайший уровень педагогов — еще одна отличительная черта «Летово». Учителя здесь постоянно улучшают свои навыки и сами обучаются минимум 100 часов в год. План обучения педагогов индивидуальный. Он зависит от специализации, психотипа, навыков и целей.
В «Летово» используют лучшие образовательные методики самых разных стран, включая Сингапур, Финляндию и Великобританию. В рейтинге лучших частных IB-школ мира, по версии Global Top IB School, «Летово» заняла второе место. Обучение в школе билингвальное, и выпускники получают сразу два диплома: российский и международный.