Откуда берутся ответственные дети?
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Воспитать ответственного ребенка — мечта каждого родителя. При этом одни хотят, чтобы он был ответственным чуть не с пеленок, а другие боятся лишить свое чадо детства и до самого окончания школы говорят, что ребенок еще слишком мал. Как найти баланс в этом вопросе, разбираемся с психологом Ольгой Некрасовой.

Когда начать

Ответственность — это когда человек осознанно принимает решение и отвечает за его последствия. Проще говоря, ребенок пообещал — ребенок сделал без напоминаний взрослых.

Во многом это физиология. Окончательное формирование лобных долей мозга, которые отвечают за составление планов, прогнозы и позволяют контролировать свою деятельность, происходит только к 13 годам. Поэтому маленькие дети не могут быть ответственными по своей природе. Даже когда дошкольник заявляет «я сам», он не понимает, каким будет конечный результат: ему просто нужно самостоятельно вымыть кружку «здесь и сейчас».

Не стоит ждать, что малыш сам вспомнит о своих обязанностях. Но ему можно напомнить: «Мы с тобой договаривались, что ты будешь сам заправлять постель», «Помнишь наш уговор — игрушки перед сном тоже ложаться спать в свои кроватки». 

Подходящий возраст, чтобы начать развивать ответственность, — три года. Происходит это поэтапно, через игру и постоянное напоминание. Принцип такой: сначала за малыша все делает родитель, затем взрослый только помогает, и уже после ребенок совершает действие самостоятельно. 

Чем старше ребенок — тем меньше родительского вмешательства. Если он успешно справляется с поручением, не стоит вмешиваться, а лучше отдать ему это право. Когда что-то не получается, помогите на первых порах, но потом снова отойдите в сторону. Обозначьте подростку зону его ответственности, но не пускайте все на самотек: контролируйте ненавязчиво, как бы между прочим.

В любом возрасте детям нужно постоянно напоминать об их ответственности, даже если это уже в «стотысячпятьсотпервый» раз.

Какие качества развивать

Самостоятельность

Если родители не позволяют проявлять инициативу, ребенку сложно стать ответственным человеком. Поскольку ответственность формируется на базе самостоятельности, начинайте «пользоваться» ею, как только услышите от ребенка: «Я сам!» Разрешайте ему самому мыть посуду, одеваться, убирать игрушки, прибираться в комнате. При этом надо быть готовым к тому, что обязательно будут разбитые чашки и не до конца вытертая пыль. Но все равно похвалите малыша за помощь, поддержите инициативу.

Если у дошкольника есть своя система расстановки машинок или кукол, не переделывайте по-своему. Иначе у него закрепится ощущение бесполезности своих усилий — мол, родителям все равно не понравится, — и в следующий раз он уже не захочет что-то делать сам или предлагать свою помощь.

Когда расширяете зону ответственности, контролируйте, чтобы поручение соответствовало возрасту. При этом не бойтесь ставить задачи, где ребенку придется немного приложить усилия или подумать. Например, если малыш еще не умеет читать, составьте вместе с ним распорядок на утро не словами, а в виде веселых картинок. Наклейте эти же изображения на места, где должно производиться определенное действие: например, на шкафу с одеждой разместите картинку с одевающимся ребенком, а на двери ванной — с малышом, который чистит зубы. Пусть ваш кроха, играя, попробует следовать указаниям. И самое главное — разрешайте ему ошибаться. 

Первоклассник уже вполне способен собрать свой рюкзак. Объясните, что это его зона ответственности. Сначала можно контролировать это процесс с минимальными подсказками, вроде «Проверь еще раз по дневнику, все ли на месте». Если вы будете заполнять дневник, отслеживать расписание уроков за ребенка, то у него вряд возникнет желание делать это самостоятельно — для этого у него есть родители, которые лучше знают, как правильно.

Подросток уже может самостоятельно поискать в интернете интересные варианты для отпуска всей семьей, проложить маршрут для путешествия на автомобиле, составить список интересных экскурсий. Учите его считаться с мнениями других людей, соизмерять желания с финансовыми возможностями и аргументировать свой выбор.

Принятие решений

Решения принимаются так: человек анализирует свой жизненный опыт и на его основе выдает лучший вариант. Это умение формируется постепенно и только на практике — через собственные ошибки, разочарования и неприятные последствия от неверных решений. Поэтому важно создавать ребенку развивающую среду, где он учится делать выбор.

На первых порах используйте прием «Выбор без выбора» — он дает ощущение самостоятельно принятого решения: «Что тебе приготовить на завтрак: овсяную, манную или гречневую кашу?», «Ты синие или красные носочки наденешь?». Для трехлетки этого вполне достаточно.

С трех до семи лет дети развиваются и обучаются только во время игры: предложите дочери стать мамой, а сыну папой — пусть одевают вас на улицу и решают, что надеть, что взять с собой. Дети с удовольствием включаются в процесс, особенно когда «ребенок» капризничает и отказывается одеваться. Обратите внимание на тон общения, слова и фразы: ребенок уговаривает, приводит доводы или приказывает — дети копируют родителей.

Позволяйте ребенку совершать ошибки, но предупредите о последствиях его выбора: «Если наденешь ботинки, в них нельзя бегать по лужам, а в сапогах можно», «Если наденешь тонкую куртку, то замерзнешь и не будешь долго кататься на горке». Когда родители держат слово и не позволяют, например, гулять по лужам в ботинках, ребенок получает отрицательный опыт своего решения — таким образом он учится отвечать за свои слова и поступки.

Когда ребенок достигнет подросткового возраста, определите, какие решения вы позволите ему принимать. Обговорите заранее возможные варианты его выбора и результаты, к которому он может привести. Дайте ребенку ощутить последствия своего выбора: разом потратил карманные деньги — живешь без «дотаций» от родителей до следующего месяца. Только так можно научить подростка предвидеть последствия своих решений.

Анализ поведения и осмотрительность

В раннем возрасте ребенок не понимает, правильно он поступает или нет. Его ориентир — реакция родителей: улыбаются они или хмурятся, ласково разговаривают или сердито. В пять-шесть лет дети уже могут предположить, как будет себя чувствовать друг, если не принять его в игру, или что скажет бабушка в ответ на капризное поведение. Старший дошкольник понимает, как его поведение влияет на настроение окружающих.

Подросток в состоянии предусмотреть и оценить последствия своих поступков. Он точно знает, как отреагируют взрослые на одобряемое или, наоборот, асоциальное поведение. С детьми этого возраста хорошо работает правило «обязанности = права»: чем больше обязанностей, с которыми ребенок справляется, тем шире список его прав. Если он перестает отвечать за свои поступки — значит, лишается привилегий и части прав. 

Научить ребенка ответственности трудно, иногда кажется, что проще сделать вместо него или полностью им руководить: «надень это», «не ходи туда», «садись за уроки», «эта профессия лучше», «рано еще жениться», «нужно искать работу». Но если взрослые будут сдерживать свое стремление «сделать как лучше», разрешат ребенка быть самостоятельным, дадут право выбора, то в конце концов он научится принимать решения и отвечать за них. 


Источник