Фото личной страницы Анатолий Шперха.
Вчера не стало Анатолия Шперха, учителя информатики, основателя «Мастерилки с папашей Шперхом» из Санкт-Петербурга. Он был одним из первых российских педагогов-блоггеров, которые откровенно, подчас резко, но всегда искренне рассказывали о своем любимом деле. Такие, как Шперх, не просто регулярно писали посты в сети, оставляли комментарии, но по сути и были этой сетью, узлами связи, через которых и функционировал образовательный Рунет.
Несколько лет подряд Шперх вел свой блог и на Педсовете (2009-2016 год), совмещая его с личным сайтом и множеством других проектов, особенно любимых в области инженерного образования. Последняя и успешная его образовательная модель «мастерилки», на которой он учил детей трогать руками математику и физику. Не хочется писать шаблон «уходит эпоха», но, увы, ссылки, которые идут из перечитанных нами постов Анатолия уже многие не работают, как и его личный сайт, своеобразный педагогический дневник. А ведь мы изучаем педагогику часто именно по дневникам, и очень будет жаль, если слова Шперха не сохранятся.
Последние годы он писал в основном в Фейсбуке, и надеемся кто-то из его последователей обязательно соберет все мысли этого самобытного педагога, зафиксирует, издаст в виде сайта, книги «Педагогика Шперха». Мы же собрали наиболее интересные и яркие записи из его блога на Педсовете 15-летней давности. Все звучит по-прежнему актуально!
Почему я работаю преподавателем?
В этом месте положено написать о каких-нибудь высоких целях, идеях и пр. радостях для всего человечества. Этот раздел я опускаю и перехожу непосредственно к личному.
Преподавая, я ищу восторга. Восторга своего (Как вот это самое я здорово сумел показать!), восторга слушателей (Ой, у меня это получилось!). И как высшая степень восторга — восторг симфонический, совместный, когда твои слова, твой восторг от того, как изящно получается подать материал, зажигает ответный огонь в глазах слушателей.
Поэтому сухая лекция для меня — смерть. Я засыпаю на пятой минуте. Никогда не видели, как лектор спит и продолжает вещать во сне? Это про меня. Зная это, я уже на третьей минуте не выдерживаю — шучу, включаю интерактив, бегаю по залу и отчаянно жестикулирую. Зачем? Чтобы не умереть от скуки. Ибо скука — смерть. Восторг — все.
Восторг невозможно подделать. Без восторга невозможно жить.
Но есть еще одна очень важная вещь. Ее мне подсказал Андрей Сикорский из Usabilitylab.
Восторг — это еще и универсальное мерило того, получилось на лекции что-то или нет. Если я, как преподаватель, почувствовал восторг от того, что я сделал на этом зантии — значит, оно для меня прошло не зря. Если я дал хоть в малой мере своим слушателям почувствовать восторг от того, что перед ними раскрылось новое небо, от того, что у них что-то получается, от того, что просто знания заиграли для них новыми радугами — exegi monumentum, я это сделал.
Все остальное — пресловутые ЗУНы — это только для школы с ее неспешной системой передачи знаний. На скорострельных курсах слушатель выходит от тебя с прекрасным набором ЗУНов. Сколько из них останется через месяц? А восторг — останется в памяти, и, застряв там, «вытянет» и знания, и умения, и навыки, которые вкладывались на тренинге.
Между прочим, Даль определяет слово «восторгать» как «уносить умственно в высшие пределы». Неужели одного этого не достаточно для того, чтобы поставить перед собой такую цель?
Мальчик с последней парты
Вчера вел в первый раз занятия в хорошей математической школе. Пятый класс. Нагрузочки — ой-ой-ой, как у нас любят. В лучших традициях. Но — без фанатизма. то есть дети после занятий выходят живые. Хотя к концу недели — уже не совсем.
На последней парте сидит мальчик. Читает книжку. Я уж и так, и эдак — танцы с бубном, интерактив, в общем, у меня никогда не бывает, чтобы ребенок книжку читал. Обычно так интересно, что книжку сам запихнет куда подальше.
Этот сонно прикрывает книжку, держа пальчиком страницу, отвечает невпопад, и, чуть я переключаюсь на других, снова чинно засыпает с книжкой. И так несколько раз.
Ладно, думаю, выясню, что за мальчик. А пока — пусть почитает. Не мешает, в конце концов.
Выясняю. Мальчик — чемпион каких-то там единоборств. папа решил вырастить из него настоящего мужчину. А мальчик маленький, мягкий, книжки читает. Поэтому папа непреклонен. После занятий в центре города мальчик едет на южную окраину в спортзал, занимается там два часа, после чего едет к себе в северный пригород, где у них дом. Домой приходит к девяти, когда семья, наконец собирается за ужином. Потом — уроки.
Почему математическая школа? Ну, как же, папа считает, что мальчик должен вырасти гармонической личностью. В человеке все должно быть, бл@, прекрасно. Поэтому не удивлюсь, что по воскресеньям есть еще драмкружок и кружок по фото.
Мальчик сидит себе на задней парте и мечтает только об одном — чтобы от него отстали. И читает себе свою толстую книжку. Жаль, не посмотрел, что за книжка, в каких мирах он спасается от вечно требующего от него мира взрослых…
Скриншот блога Анатолия Шперха на Педсовете.
Две вещи, которые я хотел сказать выпускникам
Сегодня в гимназии прошел выпускной. Из-за окна, из мглы белой петербургской ночи я и сейчас еще слышу иногда радостные крики гуляющих по ночному городу вчерашних одиннадцатиклассников — с лентами через плечо. в немыслимых платьях и элегантных костюмах. Где-то там, среди них мой старший сын — сегодня и его праздник.
Каждый год эти два праздника — Последний звонок и Выпускной — особенные дни. Они заставляют по-особому посмотреть на жизнь, на свою работу, на детей.
Пронзительно щемящая мелодия «Последнего звонка» и светлая надежда «Выпускного» — насколько бы беднее была учительская судьба, если бы не было у нас этих двух дней в году!
Так много хочется сказать им в этот день. Так много хочется вспомнить и пожелать. Но никогда не получается. То есть не получается сказать то, что задумал. Потому что не всегда нужно говорить домашними заготовками. Потому что, когда провожаешь любимых детей, комок в горле все равно не даст сказать длинно и умно. А, может, это и не нужно? Не всегда нужно долго рассуждать о любви. самого главного словами не расскажешь…
Но я все-таки попробую. Попробую здесь, в этом блоге произнести те слова, которые я не смог произнести ни на «Последнем звонке», ни на сегодняшнем «Выпускном».
Мне бы очень хотелось, чтобы коллеги мои подхватили эти мои слова как эстафету. Какие слова вы, коллеги и родители, хотели произнести, но не произнесли на прощании со своими учениками? Или, может быть произнесли? Было бы здорово, если бы каждый из вас написал бы об этом в своем блоге. Попробуем?
Две вещи, которые я хотел пожелать своим выпускникам, но не решился прервать официальную церемонию.
Дорогие мои!
Сегодня я хотел бы пожелать вам две вещи, которым пытался учить вас все эти десять лет. Вы думали, что приходите ко мне учиться компьютерам, всяким там дурацким циклам с ветвлениями и выстраиванию формул в электронной таблице?
Я вас обманывал. Ничему этому я вас не учил.
Всему этому вы учились сами — я только подсказывал, где это можно найти. Вы удивлены? Это наш маленький учительский секрет. Теперь уже можно его раскрыть. Любой учитель скажет вам, что совершенно неважно, вспомнишь ли ты, разбуженный среди ночи, формулу решения треугольника по стороне и углу между северным и южным полюсом. В конце концов для этого и существуют справочники.
Да, мы делали вид, что учим теорему Пифагора, принципы фон-Неймана, или письмо Онегина турецкому султану. На самом же деле мы учили вас другому.
Чему? Каждый своему.
Я могу говорить только за себя. Вы всегда думали, что приходите учиться компьютерам? Нет, конечно. Думаю, что многим вещам на этой самой машине вы бы могли научить меня сами.
Но вы приходили на урок ко мне, и я старался вас научить двум вещам. Хотите знать, каким? Скажу. Это любовь и свобода.
Странные слова для учителя информатики, не правда ли?
Прокурор как Главный Методист страны
Сегодня из НМЦ прислали письмо. Строгое и с предупреждением. «В контакте» — запретить немедленно. Директор поставил свою резолюцию «Разабраться и не допускать подобного».
Письмо странное. Оно рассказывает о случае в соседней школе. На факультативном занятии при подготовке домашнего задания ученица зашла на сайт «В контакте», а это недопустимо при пользовании интернетом в образовательном учреждении. На директора школы возбуждено административное дело по ст. 6.7 КоАП РФ
Вдумайтесь в формулировку: на факультативном занятии (то есть не на уроке), при подготовке домашнего задания ( то есть вообще — работая самостоятельно), девочка зашла на сайт «В контакте».
Барабанная дробь и выражение ужаса на лицах. Девочка совершила неописуемое преступление. И учитель в этом ей потворствовал. Ату его!
Вот уж не думал, что стану адвокатом «В контакте». мне страшно не нравится, что дети просиживают на переменках «В контакте». они знают, что будет, если я увижу страничку «В контакте» на уроке. Мало не покажется.
Но вот что поразило, так это формулировка причины, по которой осудили действия учителя: посещение социальной сети во время уроков никак нельзя назвать образовательным процессом.
Вот так вот. Не больше и не меньше.
Вот кто у нас в стране самый главный методист и организатор школьного образования.