Аркадий и Борис Стругацкие — не только талантливые писатели-фантасты, но и философы, мыслители, мечтатели. Созданные ими миры очаровывают или пугают миллионы читателей уже много лет. Высказанные ими мысли заставляют возвращаться к их книгам, чтобы понять всё то важное, что сказано писателями.

Педагогическая фантастика: Высокая теория воспитания Стругацких

Теории Стругацких становятся объектами исследований литераторов, кинематографистов, физиков, социологов, психологов и педагогов. Последних, прежде всего, интересует Высокая теория воспитания (ВТВ), изложенная Стругацкими в книгах Мира Полудня.

Авторы считали обучение вторичным, вспомогательным процессом, который сопутствует процессу воспитания.

С точки зрения авторов целью воспитания должно быть формирование поколения, для которого творческий труд – и главное наслаждение, и главная потребность.

Стругацкие так видели основный принцип ВТВ – воспитанием детей должны заниматься только профессионалы, которые могут, умеют и хотят найти и развить в каждом ребенке его главный талант.

«Воспитать из человека штурмовика, боевика – мы умеем. Но это не есть воспитание! Это есть дрессировка, дрессура. (…) Не дрессировать человека, не настраивать на определенный род деятельности, а найти то, к чему он наиболее талантлив, вычленить это и помочь развить. Вот главная задача воспитания!» Борис Стругацкий, 2008 г.

Писатели считали, что родители в массе своей с этой задачей справиться не в состоянии. Поэтому предполагали, что эффективным процесс воспитания может быть только тогда, когда дети живут не в своих семьях, а в интернатах, вместе со своими Учителями.

Нет, они не предлагали запереть детей за высокими стенами: общение с родителями каждому ребенку необходимо. Стругацкие видели интернаты открытыми учебными заведениями, в которых воспитанники проводят бОльшую  часть времени, иногда уезжая в гости домой или принимая родителей у себя.

Писатели говорили, что самый главный талант на Земле – это талант Учителя. ВТВ может быть реализована только после того, как наберется какое-то количество талантливых Учителей, рожденных для этой миссии. Требования Стругацких к Учителю высоки: процесс подготовки Учителя должен занимать лет 30 (обучение, практика, получение еще какой-то специальности), Учитель не только должен иметь талант и умение, но и огромное желание посвятить себя этой деятельности, Учитель должен иметь, минимум, две профессии: педагогическую и непедагогическую.

«Воспитанием человеческого детеныша (как и лечением его!) должны, как правило, заниматься профессионалы. Исключения, впрочем, возможны – для одаренных родителей (Учителей «по рождению», а не по профессии), умеющих отличать правильное от ошибочного (медицину от знахарства)». Борис Стругацкий, 2007 год.

Писатели полагали, что внедрение такой теории в жизнь может занять время, за которое вырастают от 3 до 15 поколений людей.

«Из ВТВ ничего не получится (и сама она не возникнет), пока у человечества не появится настоятельная в ней потребность. Как возникла у человечества потребность в поголовной грамотности (как следствие Первой промышленной революции). Тут сразу все появилось: и миллионы учителей, и сотни тысяч школ, и тысячи образовательных методик». Борис Стругацкий, 2002 год.

Когда-то Жюль Верн предсказал появление подводной лодки, Эдвард Беллами – кредитные карты, а Артур Кларк – космический туризм. Вполне вероятно, что братья Стругацкие оказались прозорливыми предсказателями, и поколения наших правнуков еще увидят расцвет человечества как следствие внедрения Высокой теории воспитания.

О ВТВ можно прочитать в произведениях:

«Страна багровых туч» (1959)

«Путь на Амальтею» (1960)

«Стажёры» (1962)

«Полдень, XXII век» (1962)

«Попытка к бегству» (1962)

«Далёкая Радуга» (1963)

«Трудно быть богом» (1964)

«Беспокойство» (1965)

 «Хищные вещи века» (1965)

«Обитаемый остров» (1969)

«Малыш» (1971)

«Парень из преисподней» (1974)

«Жук в муравейнике» (1979—1980)

«Волны гасят ветер» (1985—1986)


Источник