Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Ольга Алексеева, наставник для педагогов из Тюмени, рассказывает о том, почему учителям важно участвовать в конкурсах и чем в этом может помочь опыт коллег.
Почему учителя боятся конкурсов
Я — наставник для педагогов. В школе и вне ее стен готовлю учителей к конкурсам профессионального мастерства. Среди моих «учеников» — шесть победителей и призеров муниципального и регионального уровней конкурса «Учитель года».
Ольга Алексеева и ее сертификат об обучении в Летней школе ВШЭ для педагогов
За время работы я заметила, что часто педагоги не сильно заинтересованы в конкурсах. На это у учителей обычно две причины: они или не знают о таких возможностях, или не верят, что могут достичь успеха.
Второй затык с синдромом самозванца я отрабатываю онлайн у себя на канале и во время оффлайн-консультаций в школе. В индивидуальной беседе мы выявляем потенциал и интересы. В первую очередь, я спрашиваю у коллег: чего они хотят от конкурса, почему и зачем на него идут? Как правило, все говорят или про «хочу попробовать», или «хочу новых интересных знакомств». От этого и отталкиваемся: что ты уже пробовал, как бы хотел представиться при знакомстве, чтобы тоже показаться интересным, чем хочешь поделиться с коллегами?
И когда учитель начинает рассказывать о своем опыте (а это обычно ценно!), то мое искреннее восхищение подводит нас в разговоре к пониманию, что нечего стесняться и «самозванничать» — таким богатством обязательно нужно делиться!
Ольга Алексеева (вторая слева) вместе со своими творческими коллегами — участницами «Флагманов образования» и «Лиц Сферума»
Что самое сложное в работе наставника
Самое сложное и при этом самое классное — «отпустить» своего подопечного: не шлифовать до идеала продукт (презентацию, речь, урок), а подбодрить и подтолкнуть. А потом ещё раз «отпустить» — уже в свободное плавание, с уверенным взглядом и огромными планами.
При этом очень важно верить в своих подопечных. Это дает и силы, и спокойствие, когда что-то идет не так. А на всех конкурсах всегда что-то происходит не по плану — человеческий фактор. Иногда бывают и чисто технические трудности: нечетко что-то прописано в положении, и участник теряется. Тут выручает или опыт или личные связи с организаторами, наработанные годами.
Знаю, что многие учителя не любят участвовать в конкурсах: мол, там все куплено. Случаи, когда «места распределены заранее», конечно, бывают. Но в таких мероприятиях либо стараешься не участвовать, либо участвуешь ради опыта и новых знакомств, понимая ситуацию и не питая надежд.
Еще бытует мнение, что конкурсы — это вещь необъективная, и победа — это результат случайности, а не профессионализма. В какой-то степени это так — например, жеребьевка выдала тебе выступать последним, а, как говорил Штирлиц, последнее запоминается ярче всего. Но на самом деле я считаю, что везет тому, кто везет. Если ты не выкладываешься по полной, то никакое везение и случайность не помогут.
Зачем участвовать в конкурсах
Школа — это отношения «человек-человек». Для того, чтобы вырастить в одной из сторон этих отношений (в ребенке) полноценную личность, нужно, чтобы и вторая сторона (учитель) тоже ец была. Разносторонней, интересующейся, развивающейся, уверенной в своих силах и возможностях, ставящей смелые цели и идущей к ним.
Я уверена, что бросая себе новые и новые вызовы — конкурс, выступление, проект — учитель и становится примером для ученика, зажигает огонь в себе, чтобы потом освещать им путь для других.
Ежегодно в августе, когда руководители подводят итоги года работы школы, я слушаю рассказы об успехах коллег и вдохновляюсь: какие мы классные, сколько много идей и возможностей! В течение года погрязнешь, бывает, в бумажную волокиту, а конкурсная атмосфера заряжают новыми идеями и желанием вновь с радостью идти на работу.
Я твердо уверена: педагогу обязательно нужно бросать самому себе вызов, гордиться победами и достижениями. И именно тогда синдром самозванца и профвыгорание перестанут мешать своим примером вдохновлять подопечных.