Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Проверка знаний — один из обязательных элементов урока, и рано или поздно каждый ребенок оказывается у школьной доски. Но некоторым это дается нелегко — дети боятся выступать перед всем классом и отвечать на вопросы учителя. И даже «пятерка» не влияет на состояние ребенка. Психотерапевт Марина Леонтьева рассказывает, почему ученики боятся отвечать на уроках и что с этим может сделать педагог.
Ребёнок боится не оправдать родительские ожидания
Дома ребенка могут считать самым умным, красивым и смелым — всем нравится, как он читает, рисует и лепит из песка. Конечно, такое чудо не заслуживает «тройку» за ответ у доски. Необходимость соответствовать ожиданиям не дает ему чувствовать себя свободно, заставляет контролировать каждый шаг.
Если при этом учитель тоже требует от ребенка слишком многого или ведет себя с ним грубо — например, шутит перед всем классом над его ошибками — то школьник будет сомневаться в себе все в больше. В итоге он может отказаться выходить к доске, несмотря на то, что получит за отказ «двойку».
Что делать учителю
Чтобы понять, почему ребенок не хочет выходить к доске, следует поговорить с ним о его страхах. Конечно, это нужно делать один на один — вопросы при одноклассниках могут только сильнее оттолкнуть. Постарайтесь найти аргументы, которые уменьшат страхи. Если ребенок боится огорчить родителей, успокойте его тем, что оценку всегда можно пересдать.
Показывайте, что ошибаются все, даже учителя. Пусть ребята задают вам вопросы о своих любимых песнях, комиксах или видах спорта — так они увидят, что педагог тоже многого не знает, но относится к этому спокойно.
Если вы понимаете, что школьнику не хватает родительской поддержки, то стоит поговорить об этом с родителями. Будьте вежливы — никому не понравится, что их обвиняют в отсутствии заботы и внимания. Предложите какие-либо способы — родители, которые очень много работают и видятся с ребенком только по выходным, могут и не знать, как правильно его поддержать.
Ребёнок боится оценки одноклассников
В своем классе, особенно в спецшколах, дети часто сталкиваются с высокой конкуренцией. Даже если одноклассники поддерживают ученика, он может бояться оступиться — на кону место в рейтинге класса. А в некоторых классах обстановка бывает токсичной — дети улюлюкают, высмеивают выступающего у доски. Это приводит к тому, что ребенок стыдится публичных эмоций — а стыд парализует все его поведение.
Что делать учителю
В первую очередь, понять, какие отношения сформированы в классе, какую роль в нем занимает стеснительный ребенок. Возможно, он не адаптировался в коллективе и занимает роль изгоя. Тогда необходимо подключать психолога, который поможет ему или предложит сменить класс.
Если одноклассники настроены к школьнику дружелюбно, но в силу возраста не всегда сдерживают свои эмоции и шутки, подавайте пример и сами больше хвалите ребенка. Старайтесь быть как можно более конкретным — разбирайте ответ ученика и предлагайте другим сделать то же.