Почему нельзя выгонять учеников из класса и чем заменить эту меру
Фотографии: Unslpash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Согласно опросу Педсовета, шестьдесят два из ста учителей хоть раз выгоняли учеников из класса за плохое поведение. Вместе с психологом, педагогами и юристом разбираемся, как «коридорное образование» влияет на школьников, почему не стоит выбирать этот метод воспитания и на что его можно заменить.

Метод «вон из класса»  

Как правило, учителя прибегают к этому способу, когда нужно: 

  • пресечь деструктивное поведение ученика

Например, когда на уроке складывается конфликтная ситуация —  ученик откровенно срывает занятие и не реагирует на замечания. 

  • заставить задуматься, воспитать.

Если ребенок систематически опаздывает, учитель может не пустить его на урок, чтобы продемонстрировать, чем чревато его неуважительное отношение к учебному процессу.

Психолог Мария Авраменко подчеркивает, что импульс удалить ученика из класса появляется у преподавателя из-за нежелательного поведения ребенка.  Причин этому, к слову, может быть множество: от переходного возраста и неустойчивого эмоционального фона у ребенка до семейных проблем и межличностных конфликтов внутри класса.

Однако эта мера — выгнать с урока или не пустить на него — не помогает в долгосрочной перспективе, так как не решает проблему, а только усугубляет ее.

Евгений, выпускник из Санкт-Петербурга:

«Моя учительница русского языка выгоняла из класса всех, кто провинился, без разбора, даже если это было самое начало урока. Если честно, это никак не помогало восстановить дисциплину. Ученики продолжали шуметь и даже делали это нарочно, чтобы „свалить“ с занятия и провести время поинтереснее». 

Почему выгонять ученика неэффективно

Учителя — живые люди, которые подвержены усталости и выгоранию. Стремясь погасить конфликт быстро и с наименьшими потерями и не желая тратить на это эмоциональные и временные ресурсы, они отправляют ребенка за дверь. Также к методу «вон из класса» нередко прибегают молодые учителя, у которых недостаточно профессионального опыта.

Но надо понимать, что «коридорное воспитание» относится к тормозящим приемам педагогического воздействия.  

«В психике ребенка формируется негативная схема решения проблем — бороться с их последствиями и внешними проявлениями, не углубляясь в причины», — говорит Мария Авраменко.

А причины нежелательного поведения могут быть разные.

  1. Биологические. 

Это болезни и особенности развития, которые затрудняют социальную адаптацию и ухудшают поведение. Например, поражения центральной нервной системы. Также на поведение подростков влияют изменения гормонального фона.

  1. Психологические. 

Особенности эмоционального склада, которые препятствуют продуктивным отношениям с окружающими. 

  1. Социально-педагогические. 

Плохое поведение часто носит защитный характер. Подросток переживает, что его не любят и не принимают таким, какой он есть, и нежелательное поведение — это способ показать, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. 

  1. Социально-экономические. 

«Трудные дети» из неблагополучных семей позволяют себе нарушать правила поведения в классе, даже если хорошо представляют возможные последствия. 

  1. Морально-этические. 

На поведении детей сказывается общий уровень нравственного развития общества. Если материальные ценности ставятся выше духовных, дети это принимают за норму. 

«Очевидно, что ни одну из этих проблем нельзя решить удалением ученика с занятия. У школьника лишь формируется чувство изоляции, разочарование и агрессия», — объясняет эксперт. 

Что говорит закон?

Юрист Иван Платонов, создатель паблика «Омбудсмен образования», считает, что любое удаление школьника с урока незаконно и нарушает прописанное в Конституции право на образование.

К тому же, если с учеником, который оказался в школьном коридоре в учебное время, что-то случится, то отвечать, согласно Закону «Об образовании», будет администрация школы и педагог, отправивший его за дверь. 

Чем заменить «коридорные методы» воспитания

По мнению учителей русского языка Юлии Плехановой и Валентины Ткачевой, есть другие способы добиться от ученика желаемого поведения, которые лучше работают в долгосрочной перспективе, чем метод «Выйди вон!».

  1. Если ученик находится в состоянии повышенной нервной возбудимости, предложите ему стакан воды. Попросите сделать 10 глотков и 10 глубоких вдохов, сообщив, что вы продолжите с ним говорить только после того, как он выполнит вашу просьбу. 
  2. Используйте юмор. Он отлично работает и на пресечение нежелательного поведения, и на его профилактику.
  3. Попросите ученика, который демонстрирует нежелательное поведение, выполнить какое-то поручение, не связанное с учебой. Например, можно сказать так: «Я вижу, что ты сейчас не настроен заниматься. Я собираюсь предложить тебе другое задание. Полей, пожалуйста, цветы в классе».
  4. Честно, но при этом сдержанно, говорите о своих чувствах. Например: «Я прошу вас успокоиться. Мне сложно вести урок в таких обстоятельствах». Большинство детей отреагируют на эти слова положительно.
  5. Избегайте публичных замечаний или перехода на личности. В случае конфликта возвратитесь к разговору с учеником через некоторое время, чтобы обсудить ситуацию еще раз и выслушать его мнение.

Чтобы не приходилось выгонять детей из класса, учителю стоит:

  • Подмечать эмоциональное состояние учеников. Если есть опасность конфликта или эмоциональной бури, необходимо переключить внимание ребенка.
  • Чаще хвалить за конструктивное поведение, особенно проблемных учеников.
  • Совместно с учениками разработать свод правил поведения на уроке, оформить его в виде плаката и повесить на видное место в классе.

Унизительное «выйди вон из класса» приводит лишь к усилению защитной агрессии. К любым проблемам ученика желательно проявлять больше искреннего понимания и принятия, и со временем его реакция на замечания о его поведении станет спокойнее.  


Источник