Педсовет
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

О том, почему креативность, коммуникабельность и эмпатия важны для подрастающего поколения, написана уже не одна сотня статей. Другой вопрос: зачем учителю (воспитателю), который и так завален работой выше головы, тратить свое время и силы на эту, казалось бы, необязательную работу? В этой статье разбираемся, какую пользу приносит развитие «мягких навыков» у детей самим педагогам.

Этого требуют образовательные стандарты

Федеральные стандарты и другие нормативные документы утверждают, что педагоги дошкольного образования должны создавать условия для формирования этих навыков. Просто во ФГОС это называется не soft skills, а «целевые ориентиры».

Это облегчает работу педагога 

Просто представьте на секунду, что дети в вашей группе умеют конструктивно решать конфликты, не используют для этого физическую силу и постоянно приходят на помощь друг другу. Какой была бы ваша работа в таких условиях? Наверняка она стала бы легче и комфортнее. Поэтому, заботясь о развитии гибких навыков у детей, педагог заботится и о себе самом, о комфорте и качестве своего рабочего процесса.

Это развивает гибкие навыки учителя

Если учитель стремится развить креативность у ребенка, невозможно, чтобы он сам тоже не развивал этот навык. То же касается эмоционального интеллекта, эмпатии, критического мышления. Когда педагог создает условия для развития этих навыков в группе или в классе, он улучшает их и у себя самого.

Самый благоприятный период для развития социальных навыков у детей — дошкольный и младший школьный. Но хорошая новость в том, что прокачать их можно в любом возрасте. Это очень важный бонус, который стоит использовать. Чем бы вы ни занимались в дальнейшем, развитые soft skills помогут вам составить конкуренцию другим специалистам на рынке труда.

Это помогает стать осознаннее 

В возрасте от трех до 12 лет дети активно развиваются, и время, которое они проводят со взрослыми, для них очень ценно. От того, как взрослые общаются с детьми в этом возрасте, зависит, как они будут взаимодействовать между собой.

Именно по этой причине очень важно каждое действие взрослого: как вы поздоровались; как помогли разрешить конфликт; как объяснили, что предложение дружить или играть вместе можно выразить словами; как продемонстрировали, что можно и нужно договариваться с другим человеком; как вы сами общаетесь с детьми, коллегами, родителями. Любое, даже малозначительное, на наш взгляд, действие, важно в глазах ребенка.

Мы знаем, что воспитание детей — это игра вдолгую. То, что мы делаем сегодня, далеко не всегда даст эффект уже завтра. Некоторые результаты проявляются через годы. Но когда-нибудь тот голос, которым вы разговаривали с ребенком, станет его собственным внутренним голосом. Как он будет звучать? Постоянно осуждать — «ты сделал неправильно», «здесь нужно переделать», «дай сдачу» и т. д? Или поддерживать, помогать, ценить и уважать?

Это вклад в будущее 

Причем речь не только о будущем детей  —  но и о нашем с вами будущем. Любые инвестиции в детей дошкольного и младшего школьного возраста окупаются многократно. С течением времени они снижают социальную напряженность, увеличивают доходы государства, уменьшают его расходы на социальную сферу. Через 20-30-40 лет дети, которым сегодня три, четыре, шесть, десять или 12 лет, вырастут и выйдут на рынок труда: станут строителями, врачами, чиновниками и учителями. От того, как мы с вами сегодня постараемся, будет зависеть и будущее нашего общества.


Источник