Очень тяжело произнести именно эти три слова. Когда я был студентом, я не мог просто подойти к родителям и поговорить с ними о чём-нибудь важном для меня. У меня и сейчас это не всегда получается! Я больше скажу, мы «взрослые» часто не можем даже друг к другу подойти с этой фразой. Очень легко 5 лет копить злобу на коллегу, вместо того чтобы попить с ним чаю и обменяться парой фраз. Необязательно о наболевшем, а просто попробовать увидеть в нём человека.

Я преподаю детям математику, и за все годы я не встречал ни одного ребёнка, у которого с ней проблемы. Трудности были связаны с чем угодно, но не с математикой. 

Поговори со мной

Была девочка, которую так запугали в школе, что у неё тряслись руки. Предыдущая учительница регулярно кричала на неё за каждую ошибку или просчёт в уравнении. Вначале ей трудно было даже смотреть мне в глаза, она боялась найти там осуждение и обвинение. Мне её вручили, как неисправимого гуманитария! Сейчас она смеется и радуется, когда решает задачи! Как много можно решить простым человеческим отношением к ребёнку?

Самый частый диагноз родителя: он талантливый, умный, старательный, но невнимательный. Последний раз мне так сказали про мальчика, который построил упрощенную копию Хогвартса в «Minecraft»! Вы хоть представляете, сколько труда и терпения нужно, чтобы это сделать? Если у него плохие оценки по математике в школе, то явно не по вышеописанной причине.

У меня был ученик, родители которого переживали развод. Они хотели провести это незаметно, но в итоге ребёнок стал орудием на метафорическом поле боя между мамой и папой. Дошло до того, что папа по-тихому увёз сына на 2 недели кататься на лыжах, забив на школу и всё остальное. Мне сказали, что он невнимательный и отвлекается на уроках. Как вы думаете, с чем это связано?.. Вот и я так подумал.

Ещё один ученик, невероятно светлая голова! Чрезвычайно одарённый ребёнок. Мы с ним занимались по программе на 2-3 года старше его ровесников. Но в школе были проблемы! Тройки и четвёрки с минусом. Дело в том, что мама и папа наняли ему кучу репетиторов, а сами домой приходили после девяти вечера 7 дней в неделю. Это очень забавно, когда нужно выписывать домашнее задание родителям: «Сходите с ребёнком в зоопарк! Ему нравятся олени».

Как я нашёл подход ко всем вышеописанным ученикам? Они сами мне это рассказали. Когда ребёнок трижды за занятие упоминает, что мама вчера уехала в командировку, а вернётся через неделю, то это событие явно имеет для него значение! Я не спрашивал их об этом, я просто дал возможность говорить на любую тему по ходу урока. И сам рассказывал о себе. И тогда они начали говорить о себе! Это просто.

Забудьте эту хрень, что нужно «говорить с ними на одном языке»! Нет такого понятия. Говорите с детьми, как с людьми, потому что они — люди. С точки зрения языка у нас 2 отличия: у ребёнка меньший словарный запас и он обладает меньшим набором фактов и аргументов, которыми может оперировать в диалоге. Но это всё! Мы используем те же морфологические конструкции, ту же логику повествования.

«Поговорить» это не только про «послушать». Конечно важно задавать вопросы! Но дети также любят, когда им рассказывают что-то. Они же как губка, впитывают всё новое. Ну так расскажите о том, как у вас дела на работе! Вы ставите спектакль? Поделитесь с ними. Провели тренинг? Расскажите о чём он был. Пришли с переговоров? Расскажите, что это значит для вас.

Мы постоянно жалуемся, что дети вырастают несоциализированными и неприспособленными к реалиям взрослой жизни. Ну так расскажите им, каково это быть взрослыми! Что взрослые ошибаются, что у них бывают трудности. Как их преодолевать? На своих примерах. Не надо чепухи типа: «Он не поймёт, он маленький! Это всё очень сложно».

Ерунда это всё! Просто посадите его рядом, поставьте на стол пряники и поговорите. Сделайте это вы, потому что ему тоже, как и вам, трудно сказать всего три слова: «Поговори со мной».


Источник