Иллюстрация: Юлия Замжицкая. Фото Александр Матвеева
Калининградская область — самый западный регион России. Какие преимущества и недостатки есть у такого обособленного положения, «Школьная команда» выясняла на круглом столе, прошедшем в Калининградском областном институте развития образования.
Там, где сельские школы на 1000 учеников
Калининградская область — регион с развитой сетью сельских школ, среди которых нет малокомплектных. Еще в начале «нулевых» здесь одними из первых провели оптимизацию, в рамках которой часть учреждений было закрыто. Однако потом началось строительство новых школ совсем другого уровня.
«Мы с помощью оптимизации не потеряли в качестве образования. И в целом выглядели сопоставимо по стране, — рассказывает Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области. — Поэтому, когда появились средства, начали компенсировать оптимизацию — строить в сельской местности. Село калининградское и село сибирское — конечно, это большая разница. У нас это населенные пункты, которые развиваются и где есть приток населения. Наша „типовая сельская школа“ — на 1100 человек. Например, „Школа будущего“ в Большом Исаково».
Министр образования Калининградской области Светлана Трусенева. Фото Александр Матвеева
В ближайшие три года в Калининградской области в рамках федеральных программ планируют построить шесть новых школ и два корпуса уже существующих учреждений. Правда, пока работы на многих объектах задерживаются из-за перебоев с поставками строительных материалов: пандемия вносит коррективы. Регион, который не имеет сухопутной границы со своей страной, сталкивается в этом плане с большими трудностями.
Там, где полный контакт
Калининградская область небольшая. В регионе 182 средние школы, из них 162 — государственные, семь частных и десять подведомственных. Отношения здесь между всеми, сразу видно, очень тесные, дружеские, а еще действует Ассоциация образовательных учреждений.
«У нас устойчивое сообщество и свободное общение между представителями разных муниципалитетов. Мы можем просто позвонить другу другу и поговорить. Знаю, что для других регионов это редкость: процветает не сотрудничество, а конкуренция», — говорит Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего».
Об Алексее Голубицком и его «Школе будущего» мы уже подробно рассказывали: эта сельская школа даст фору многим городским. Читайте «Нельзя учить детей с тоскливым выражением лица»
Алексей Голубицкий. Фото Александр Матвеева
В Ассоциация образовательных учреждений состоят 52 школы. Это юридическая структура с системой членских взносов: от одной до десяти тысяч рублей в год, в зависимости от типа образовательного учреждения. Членство в Ассоциации добровольное.
Цель общественной организации — познакомить образовательные учреждения области друг с другом, объединить ресурсы и использовать их с максимальной пользой. Как говорит Виктория Белякова, председатель совета директоров Ассоциации, директор гимназии № 32 Калининграда, члены организации регулярно встречаются, обмениваются опытом, учатся друг у друга, сообща решают проблемы, в том числе помогают школам с низкими образовательными результатами перестроить методическую работу.
Виктория Белякова. Фото Александр Матвеева
Внутри общей структуры Ассоциации существует разделение на отдельные кластеры, в зависимости от общих интересов и особенностей: объединения сельских школ, гимназий, учебных заведений с технологическим профилем. В малых группах они обсуждают специализированные темы.
Там, где свобода как необходимость
В Калининградской области каждая школа создает собственную систему оценки качества. На основании стандарта руководство образовательного учреждения самостоятельно решает, как оценивать результаты работы и успеваемость детей. Из Фонда стимулирования качества образования любая школа Калининградской области может привлечь дополнительное финансирование, если обучение детей ведется на должном уровне.
Все финансовые потоки прозрачны: любой может проверить на специальном сайте, сколько денег на счету у каждой конкретной школы. Ежемесячно происходит пересчет бюджета — в зависимости от наполняемости классов.
«Мы очень ценим, что Калининградская область, в сравнении со многими другими регионами, свободна. Контроль, запугивание — это не про нас. Приезжают коллеги из других регионов и спрашивают: „Кто вам штатное расписание утверждает, учебный план согласовывает?“ Да никто. Все это школа сама делает, директор утверждает», — объясняет Александр Ерохин, директор школы № 58 Калининграда.
Александр Ерохин. Фото Александр Матвеева
Там, где кадры решают всё
Одна из основных проблем региона, которую озвучили участники круглого стола, — кадровый дефицит. Калининградским школам не хватает молодых и высококвалифицированных учителей. По словам Виктории Беляковой, свои коррективы внесла пандемия: из школы ушли возрастные педагоги, а найти им замену сложно.
Проблему решают с разных сторон. Например, дефицит кадров можно закрыть и за счет специалистов из других регионов. Калининградская область привлекательна для переезда: по миграционному потоку она третья в стране.
Кроме того, калининградский педагог — это специалист, который хорошо подкован в компьютерных технологиях.
«Информатизация региона — это наша „фишка“, мы этим гордимся. Огромное количество тех решений, о которых в других регионах говорят только сейчас, мы внедрили давно. Например, дистанционное обучение инвалидов ведем с 2005 года. В свое время мы поддерживали свою образовательную платформу на базе Российской электронной школы. Учителя размещали там свои методические разработки и получали деньги за количество скачиваний», — рассказал Дмитрий Кулагин, начальник Центра информатизации образования региона.
Дмитрий Кулагин. Фото Александр Матвеева
Поэтому Калининградская область заинтересована в том, чтобы воспитывать собственные кадры: в школах организуют педагогические классы, поддерживают студентов последних курсов педвузов, развивают и расширяют систему дополнительного профессионального образования (ДПО).
«Конечно, от системы ДПО многое зависит. Мы поддерживаем все региональные проекты и процессы, подчас у нас такая особая роль — помогать преодолевать сопротивление новому. Глобальная задача — держать учителя в тонусе, работать в цифровом обществе в условиях неопределенности», — рассказала Лилия Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования.
Лилия Зорькина. Фото Александр Матвеева
Там, где заботятся об одарённых
Один из приоритетов образовательной системы региона — поддержка талантливых ребят. Здесь работает Центр развития одаренных детей. Он сотрудничает со школами: ученики средних и старших классов приезжают и живут там в течение недели: учатся по углубленным программам и общаются. Профили — технологические и гуманитарные.
«Всегда отслеживаются результаты участия детей в различных конкурсах, проектных работах. Школы постоянно чувствуют опеку, дети все на виду и наперечет. Даже если школа про своего ребёнка „забыла“, то региональная система напомнит, даст направление в Центр одаренных детей», — пояснила Виктория Белякова.
В регионе есть и грантовая поддержка школ, которые отправляют своих детей на предметные олимпиады. Лучшие из них получают дополнительное финансирование и становятся площадкой подготовки.
Благодаря образовательному проекту «Звезда будущего» в школах созданы специализированные классы предпрофильной и ранней профильной подготовки в сотрудничестве с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта. От вуза — лекции, семинары, со стороны министерства — финансовая поддержка.
Для тех, кто выбирает рабочие специальности, есть проект, который позволяет детям учиться одновременно и в школе, и в колледже.
«Ребята, которые закончили девятый класс, выбрали рабочую профессию, но еще не хотят уходить в колледж, могут одновременно учиться в 10-11 классах и в колледже, получать специальность», — рассказала Юлия Скабицкая, проректор по развитию Калининградского института развития образования.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, в колледж можно прийти на «профессиональные пробы». Например, принять участие в многочасовом марафоне, где готовят блюда. Узнать о том, как быть поваром, так сказать, «на своей шкуре».
«Многое зависит о того, насколько ребенок свободен, может ли проявить инициативу. А нашу систему часто губит авторитарность. Да, правила и ограничения нужны, но нельзя оскорблять ребенка. Надо найти время, чтобы работать со школьником как с личностью», — считает Александр Ерохин.
По его мнению, то, насколько эффективно функционирует образовательное учреждение, зависит от атмосферы, которую создает вся школьная команда.
Воздух Калининграда
«Сейчас во многих регионах, особенно в период пандемии, жалуются на проблемы согласованности действий в цепочке „школа–муниципалитет–регион“, — резюмировала итоги круглого стола Татьяна Раитина, основатель „Атлас коммуникейшн“ и редактор „Школьной команды“ на Педсовете. — Поэтому успех приходит туда, где на всех уровнях есть кооперация. В Калининградской области мы увидели успешную модель региональной команды, когда есть реальное сообщество руководителей разных уровней, а министр на него опирается».
«Да, мы очень честно общаемся с директорами, — говорит Светлана Трусенева. — Но, конечно, необходимость решать задачи в авральном режиме из-за пандемии повлияла и на нашу атмосферу. Обратила внимание, что руководители управлений образования стали пассивными. Получается, если я за руководителей на всех уровнях принимаю решение, то за свои решения и отвечаю. История, когда люди покорно кивают: „Ну хорошо. Хочешь, мы так сделаем“, — разрушительная на самом деле. Это справедливо и для федерального уровня. Важно, чтобы учитывались региональные инициативы, и именно это даст каждому региону развитие независимо от географии».
Партнерский материал