Практика коллективного оценивания: как использовать для подготовки к ЕГЭ литературе
Фотографии: Pixabay/Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Учитель русского языка и литературы московской школы № 2065 Любовь Максимова рассказывает о методе коллективного оценивания, который она использует на занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе. Все ее ученики, занимавшиеся по этой методике, сдали госэкзамен минимум на 70 баллов.

Многие спрашивают, можно ли при подготовке к ЕГЭ по литературе обойтись без репетитора? Я считаю, что любой старшеклассник может подготовиться к экзамену сам, если он заинтересован в предмете, давно им увлечен и регулярно занимается. 

Репетитора в этом случае успешно заменяет дополнительная работа в группе. На уроках литературы нет смысла учить весь класс писать сочинение по заданной форме — не все сдают этот экзамен. Зато на дополнительных занятиях мы можем не только поупражняться в написании сочинений (напомню, что есть пять видов сочинений, которые отличаются друг от друга объемом, формой, направленностью и тематикой), но и подробно разобрать критерии их оценки. 

Занятия в таких группах (по пять шесть человек) строятся следующим образом. Один из ребят пишет сочинение, а остальные выставляют ему оценку, ориентируясь на критерии ЕГЭ и обосновывая свое решение перед всей группой. На следующей встрече ученики меняются ролями: тот, кто был экзаменатором, становится экзаменуемым. Таким образом каждый пробует себя и в той, и в другой роли. 

На работу над одним сочинением (написание, проверка, обоснование оценки) уходит одно занятие. Оценка должна быть максимально конструктивной и объективной. Нельзя отходить от критериев. Если высказывается субъективная точка зрения, я ее корректирую. После этого под моим руководством выставляется средний балл, на который будущий абитуриент может ориентироваться.

Конечно, чтобы дети не обижались друг на друга, на первом занятии я всех спрашиваю, согласны ли они с такой формой работы. Но вообще старшеклассники вполне адекватно реагируют, когда их оценивают одногруппники. Тот факт, что потом они поменяются местами, сглаживает возможные шероховатости: срабатывает принцип «утешение для несчастных — иметь товарища по несчастью».

Перекрестное оценивание помогает одиннадцатикласснику понять, как его будут аттестовывать эксперты. На таких занятиях нередко можно услышать радостный возглас: «О, я наконец-то понял!». Вот ошибки, которые чаще всего обнаруживаются (и успешно искореняются) в сочинениях при перекрестной проверке: 

  • Методика взаимооценивания хорошо помогает осознать свои речевые ошибки. Ведь при постоянном использовании в речи неправильных конструкций мы перестаем их замечать. Самая распространенная речевая ошибка — это, конечно же, тавтология, когда необоснованно повторяется одно и то же слово или ставятся рядом однокоренные слова: «автор пишет, автор пишет…», «рассказчик рассказывает», «писатель пишет».
  • Часто встречаются плеоназмы — например, выражения типа «взаимоотношения между персонажами» («взаимоотношения» не могут быть между кем-то, ибо «взаимо» — это уже «между»).
  • Очень распространена лексическая несочетаемость слов. Например, «увеличить уровень» (уровень нельзя увеличить, его можно поднять) или «раздвинуть кругозор» (кругозор можно только расширить).
  • Одиннадцатиклассники часто искажают в сочинениях фразеологизмы. Например, вместо «белой вороны» пишут «белая сорока», вместо «скрепя сердце»  — «скрипя сердцем», а вместо «тихой сапой»  — «тихим сапом».
  • Бывают ошибки на грани речевых и грамматических, вроде конструкции «то, что»: «автор хотел сказать то, что…» или «любовь  — это когда…»
  • Самые несуразные (а  иногда и смешные) ошибки  —  фактические. Дети путают имена героев, например Павла Петровича с Николаем Петровичем Кирсановым из «Отцов и детей» Тургенева, допускают ошибки в деталях портрета, например: «Базаров был одет в грязную шинель» — если мы помним, герой Тургенева носил балахон. Искажают высказывания героя: «Базаров считал всех химиков порядочными» (у Тургенева сказано: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Дети учатся быть внимательнее к таким деталям и обращать на них внимание при самопроверке. 

При коллективном зачитывании сочинения ребенок, который уже осознал ошибку, указывает на нее тому, кто еще не понял, в чем его проблема. В моей практике именно после таких замечаний со стороны одноклассников дети избавляются от большинства своих ошибок.

А еще я заметила, что комментарии друг от друга школьники воспринимают более позитивно, чем от педагога, с которым им всегда хочется поспорить, даже если ученик понимает, что учитель прав, а он — нет. На наших занятиях нет давления авторитетом, только четко аргументированные оценки.

Все мои ученики (их уже несколько десятков), которые так практиковались в написании сочинений, получили на ЕГЭ больше 70 баллов. Семь человек сдали экзамен на 100 баллов.


Источник