Приручить зумера: 5 лайфхаков для учителя
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Детей-«зумеров», рожденных после 2000 года, называют цифровым поколением. Они не боятся новых технологий, «на ты» со смартфонами, активно пользуются мобильными приложениями и «пилят видосики» в TikTok. Зумеров часто критикуют за то, что они мало читают и прячутся от реальности в виртуальном мире. Но прогресс не остановить, и учителям приходится подстраиваться под этих детей: осваивать новые технологии, не бояться экспериментировать. Для тех, кто хочет быть на одной волне с «зумерами», мы подготовили 5 идей, как это сделать.

1. Говорите с учениками на одном языке

Представьте, что перед вами сидят иностранцы. Знакомство с ними невозможно, если хотя бы чуть-чуть не знать их язык. То же и с «зумерами»: прежде чем их учить, попробуйте их понять.

Дети, рожденные в 21 веке, часто используют сленговые словечки из Интернета. И если словами вайб (настроение), чилить (отдыхать), агриться (ссориться), свайп (водить пальцем по экрану) многих взрослых не удивить, то некоторые фразы из TikTok могут поставить даже самых продвинутых учителей в тупик. Например, выражения «No cap», означающее «без шуток», или «biggest flex» — «крутое достижение» распространены только в молодежной среде.

Изучать подростковую лексику можно с помощью интернет-словарей . Например, есть специальный «Словарь молодежного сленга», отдельные вкладки посвященны молодежному языку на порталах Life.ru и Kp.ru.

Лексика из TikTok — отдельный пласт. С ней можно познакомиться на порталах ru-Tiktok, Externat.foxford.ru, Tiktok-wiki.

О том, как творчески использовать сленг на уроках русского языка, читайте в нашем материале «Онегину все стало в лом»: уроки русского по-модному».

2. Будьте креативнее

Говорить с «зумерами» на одном языке, это не только использовать определенные слова, но и мыслить определенным образом. Современные дети умеют пользоваться мессенджерами, у каждого есть смартфон с мобильным интернетом, и энциклопедические знания подчас им бывают не нужны. Все, что раньше хранилось в памяти, сейчас есть на электронном носителе. 

Поэтому простые перечисления фактов, пересказ страниц из учебников и биографий писателей и ученых оставят их равнодушными. «Зумеры» — за креативный подход к занятиям. Значит, задача учителя — добиваться понимания и «проживания» материала, а не механического заучивания. Для этого очень пригодятся творческие задания, креативные тесты и игры.

О том, как креативно подойти к привычным школьным заданиям, читайте в нашем материале «7 „цифровых“ домашних заданий, которые дети выполнят с горящими глазами».

3. Применяйте коучинг

Дети-«зумеры» привыкли к свободолюбивой среде онлайн-пространства. Для них начальники не являются авторитетами. Поэтому авторитарный подход не повысит дисциплину и доверие.

Полезно несколько размыть иерархию и стать для детей не надзирателем, но коучем. Не руководить процессом, а модерировать его. Например, проводить уроки в неформальной обстановке, позволять детям самим предлагать темы занятий. Не бойтесь организовывать дебаты, где каждый ребенок может выразить свое мнение. Желание показать яркую индивидуальность присуще детям электронной эпохи, поэтому каждый из них старается выражать себя в Интернете.

О том, как дать детям больше свободы с помощью методики «перевернутого обучения», читайте в нашем материале «Обучение наоборот: зачем учителя «переворачивают уроки». 

4. Позвольте детям самовыражаться 

Дети нового поколения любят хайп (англ.hype — популярность, основанная на скандале). Для них важно внимание, а хайп — это возможность его получить. Кроме того, эпатаж помогает реализовать себя, добиться признания каких-то достижений.

Детям нужна публичность, и у учителей есть возможность им ее предоставить. Например, проводить конкурсы, а победителей поощрять, разрешив им на несколько минут выступить перед классом на свободную тему. Спич можно выложить в социальные сети школы, составлять подборки с наиболее интересными идеями учеников. 

Другой вариант — предложить детям вести видеоблог. Тема: как дети провели выходные или какие произведения школьной программы на них произвели самое большое впечатление.

О том, как нестандартными заданиями вдохновить детей заниматься на каникулах, читайте в нашем материале «5 идей для домашних занятий школьникам на лето: от цифрового гербария до комикса о летних каникулах».

5. Визуализируйте информацию

Дети-«зумеры» больше привыкли к визуальной, а не к текстовой информации. Поэтому любые красочные презентации будут восприняты ими на ура, а чтение параграфа из учебника вызовет тоску.


Источник