Привет и на ты? Допустимо ли неформальное общение педагогов с учениками
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного», — писал еще А. С. Макаренко. Сегодня жесткие границы стираются: ученики и учителя «лайкают» посты друг друга в социальных сетях и иногда разговаривают на «ты». Педсовет решил узнать, помогает или вредит неформальное общение учебному процессу и удается ли педагогу при этом сохранить авторитет. 

Нужно ли учителю и ученикам общаться неформально

Что думают юристы

Адвокат Максим Крупский рассказывает, как относится к неформальному общению учителя и учеников закон:

«В российском законодательстве нет запрета на внеклассное или неформальное общение учителя с учеником. Пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Понятие норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».

Эти документы не запрещают ходить в гости, в кино, в поход, переписываться в социальных сетях. Нет четких требований по поводу обращения на «ты» или на «вы». Есть профессиональная этика, и она существует в педагогическом сообществе десятилетиями».

Что думают родители

Родители школьников неформальное общение преимущественно поддерживают и вспоминают традиции из своих школьных лет, когда, например, навестить педагога дома считалось совершенно обычным делом.

Алла Сумарокова, мама ученика 7 класса:

«Вспоминаю, что, когда сама была школьницей, мы ходили в гости к учителям. И это было нормально. Мы обсуждали фильмы, первую влюбленность. При этом было понимание, что он главный, старший, уважаемый, но как близкий товарищ может подсказать что-то важное. Сейчас все как-то отдалились друг от друга».

Валерия Ковалева, мама ученицы 10 класса:

«Мне непонятно, почему неформальное общение — это обязательно такое разбитное? Наши любимые учителя в моем детстве всегда были людьми веселыми. Разговаривали с нами на равных, не давили авторитетом. Помню, историк смешил очень, говорил: „Иди к доске, моя черешня, час расплаты настал“. Но никому и в голову бы не пришло с ним не считаться или не уважать».

Что думают дети

Большинству ребят хочется видеть изо дня в день не ходячую функцию или надсмотрщика, а «живого человека», который верит в то, что говорит, проявляет интерес к мнению учеников, их увлечениям. Если учитель отвел урок и сухо попрощался, ребенок очень скоро теряет интерес не только к учителю, но и к предмету.

Анастасия, 16 лет:

«Раньше я училась в школе, где с учителями разговаривали на „ты“. Я вообще не знала, что бывает по-другому, мне это казалось нормой. Сейчас я перешла в школу, где многие учителя обращаются к нам на „вы“. С одной стороны, похоже, как будто мы коллеги, которые делятся опытом друг с другом. Но дистанция, конечно, тоже очень ощущается. Иногда я из-за этого впадаю в ступор».

Роман, 12 лет:

«Мы с учителями иногда играем в „настолки“. Когда я выигрываю, мне приятно, что учитель мне руку жмет, поздравляет».

Ульяна, 14 лет:

«У нас в школе со всеми учителями хорошие отношения. Всегда можно спросить совет, необязательно по учебе. Они нас понимают и никогда не ругают. А мы их за это уважаем».

Что думают педагоги

Традиционная система образования подразумевает, что учитель выступает авторитетным взрослым, который владеет информацией и готов ею делиться. Общение происходит в рамках установленных правил, иерархии и построено на умении выстраивать дистанцию. Такого подхода придерживаются немало преподавателей по сей день.

Елена Тишина, учитель русского языка и литературы, 54 года:

«Педагог находится на работе. Если хотите, класс — это его офис и он в нем начальник. Много вы видели начальников, которые играют в доверительные отношения с подчиненными? Это расхолаживает, ломает дисциплину. Между учителем и учеником должна быть дистанция. Были времена, когда авторитет учителя вообще был непререкаем».

Игорь Клименко, учитель математики, 41 год: 

«Наверное, если у тебя десять человек в классе, то можно неформально общаться, а если их 30? На голову сядут, они ж как маленькая толпа. А с толпой как? — Только управлять».

Однако кандидат педагогических наук Вера Султанова считает, что формат, когда идеальным учеником был ребенок, прямо сидящий за партой со сложенными руками, уходит в прошлое. Теперь успех учебного процесса зависит от того, насколько учитель умеет слушать детей, общаться с ними и выстраивать доверительные отношения. Это не означает, что нужно делиться с классом секретами личной жизни. Просто ученик выступает личностью со своими взглядами, несмотря на то, что она еще только формируется и нуждается в мягкой корректировке. 

Евгения Порышева, учитель математики, 48 лет:

«Плохим тоном для педагога я считаю желание задавить ребенка авторитетом. Я от коллег иногда слышу: „Ну, пусть меня не любят, зато предмет знают. Мне их любви не нужно“. Считаю это провалом. Я убеждена, что в моей практике успех в усвоении материала приходил только тогда, когда мы налаживали партнерское общение». 

Для чего служит неформальное общение

Психолог Ольга Некрасова считает, что выстроить баланс неформального общения очень сложно и этот процесс напоминает хождение по канату: с одной стороны — взаимное принятие, понимание, доверие, с другой — уважение границ другого человека. Однако при правильном применении педагог решает с его помощью ряд образовательных задач:

  • Сводит к минимуму детский стресс от учебного процесса

Учеба для ребенка — стресс по определению: вызовы к доске, проверочные и контрольные работы, оценки. Нервное напряжение блокирует мыслительные процессы, лишает творчества. Особенно если учитель дополнительно нагнетает обстановку. Юмор и дружелюбное отношение снижают страх перед учителем и позволяют детям раскрыться.

  • Улучшает дисциплину и позволяет мирно разрешать возникающие конфликты.

Давление рождает сопротивление. Когда учитель при одноклассниках унижает хулигана, он рождает в нем чувство неприязни и провоцирует на месть. Другое дело, если спокойно обсудить поведение наедине — такой вариант может принести плоды. Мастерство неформального общения позволяет разрядить обстановку и не потерять авторитет, когда 30 пар глаз смотрят и оценивают действия педагога в спорной или конфликтной ситуации. 

  • Повышает успеваемость

Когда с учителем хорошие отношения, школьники с удовольствием изучают предмет, даже если он дается с трудом. Для любого ребенка важна эмоциональная сфера, связь со значимым взрослым, поэтому он будет стараться.

  • Помогает ученикам расширить социальные границы и получить опыт общения со взрослыми

Общение предполагает умение выбирать стиль в зависимости от того, с кем и о чем разговариваешь. Опыт коммуникации со взрослыми у ребенка часто ограничен семейным кругом. Неформальные взаимоотношения между педагогами и учениками в школе помогают расширить этот круг, чтобы научиться соблюдать дистанцию, не переходить в панибратство и не допускать фамильярности.

  • Позволяет направить ребят в поиске собственного пути

Только доверие позволяет ребенку поделиться с учителем своим секретом, задать волнующий вопрос, высказать мнение или отношение к ситуации. Он должен точно знать, что его не засмеют, не обвинят, даже если он в чем-то ошибается. Роль учителя в этом случае — быть наставником, который максимально тактично направит ребенка по безопасному и верному пути.

И все же баланс допустимого в общении вызывает вопросы у учителей независимо от опыта. Начинающие педагоги в силу возраста чаще сталкиваются с проблемой, когда ученики переходят границы. И тогда возникает задача: не потерять уважение ребят и не скатиться в панибратство.

Личный опыт

Учитель литературы из Калининграда Екатерина Образова вспоминает, с какими открытиями ей пришлось столкнуться, когда она пришла работать в школу 20 лет назад, сразу после института: 

«Когда я только начала преподавать, я старалась не наказывать учеников, быть с ними во всем заодно, в речи использовала популярные у них словечки. Но дети, к сожалению, восприняли это как слабость: решили, что я не могу держать дисциплину, а, значит, они могут вести себя, как хотят. И тогда я поняла: все хорошо в меру. Мне предстоит восстановить авторитет и при этом не отдалиться от ребят. Вот только я не очень понимала, как это сделать. 

Однажды мы провели литературный вечер по роману «Евгений Онегин»: взяли в театре платья и костюмы пушкинской эпохи напрокат, оделись, как современники Пушкина, и стали разбирать, как Онегин поступил с Татьяной. Завязался проникновенный диалог, некоторые девчонки даже плакали, а мальчишки высказывали совершенно неожиданные суждения. И вот тогда я почувствовала, что мы на одной волне: произошло что-то очень глубокое, важное, что нас сблизило. Ребята отнеслись ко мне с уважением, как к старшему наставнику, человеку с опытом. Искренне интересовались мнением, спорили, советовались. 

Я поняла, что неформальное общение неформальному рознь. То есть фривольного общения у них хватает и со сверстниками. А в школе между учителем и учеником есть игра, при которой можно быть близкими, но, как сейчас говорят, без хайпа. Учитель не должен восприниматься детьми как злое и далекое существо, но и скатываться на уровень подростка непрофессионально».

Литература по теме

Лучше разобраться в вопросе общения с учениками, выбрать оптимальный стиль и соблюсти баланс формального и неформального поможет специализированная литература.

  1. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».
  2. А. Фабер. Как говорить с детьми, чтобы они учились.
  3. Д. Лемов. Мастерство учителя.
  4. Ю. Гипенрейтер. Общаться с ребенком. Как?
  5. А. Макаренко. Педагогическая поэма.
  6. Н. Джексон. Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии.
  7. Л. Лефевер. Искусство объяснять.

 


Источник