Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
«Никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного», — писал еще А. С. Макаренко. Сегодня жесткие границы стираются: ученики и учителя «лайкают» посты друг друга в социальных сетях и иногда разговаривают на «ты». Педсовет решил узнать, помогает или вредит неформальное общение учебному процессу и удается ли педагогу при этом сохранить авторитет.
Нужно ли учителю и ученикам общаться неформально
Что думают юристы
Адвокат Максим Крупский рассказывает, как относится к неформальному общению учителя и учеников закон:
«В российском законодательстве нет запрета на внеклассное или неформальное общение учителя с учеником. Пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Понятие норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».
Эти документы не запрещают ходить в гости, в кино, в поход, переписываться в социальных сетях. Нет четких требований по поводу обращения на «ты» или на «вы». Есть профессиональная этика, и она существует в педагогическом сообществе десятилетиями».
Что думают родители
Родители школьников неформальное общение преимущественно поддерживают и вспоминают традиции из своих школьных лет, когда, например, навестить педагога дома считалось совершенно обычным делом.
Алла Сумарокова, мама ученика 7 класса:
«Вспоминаю, что, когда сама была школьницей, мы ходили в гости к учителям. И это было нормально. Мы обсуждали фильмы, первую влюбленность. При этом было понимание, что он главный, старший, уважаемый, но как близкий товарищ может подсказать что-то важное. Сейчас все как-то отдалились друг от друга».
Валерия Ковалева, мама ученицы 10 класса:
«Мне непонятно, почему неформальное общение — это обязательно такое разбитное? Наши любимые учителя в моем детстве всегда были людьми веселыми. Разговаривали с нами на равных, не давили авторитетом. Помню, историк смешил очень, говорил: „Иди к доске, моя черешня, час расплаты настал“. Но никому и в голову бы не пришло с ним не считаться или не уважать».
Что думают дети
Большинству ребят хочется видеть изо дня в день не ходячую функцию или надсмотрщика, а «живого человека», который верит в то, что говорит, проявляет интерес к мнению учеников, их увлечениям. Если учитель отвел урок и сухо попрощался, ребенок очень скоро теряет интерес не только к учителю, но и к предмету.
Анастасия, 16 лет:
«Раньше я училась в школе, где с учителями разговаривали на „ты“. Я вообще не знала, что бывает по-другому, мне это казалось нормой. Сейчас я перешла в школу, где многие учителя обращаются к нам на „вы“. С одной стороны, похоже, как будто мы коллеги, которые делятся опытом друг с другом. Но дистанция, конечно, тоже очень ощущается. Иногда я из-за этого впадаю в ступор».
Роман, 12 лет:
«Мы с учителями иногда играем в „настолки“. Когда я выигрываю, мне приятно, что учитель мне руку жмет, поздравляет».
Ульяна, 14 лет:
«У нас в школе со всеми учителями хорошие отношения. Всегда можно спросить совет, необязательно по учебе. Они нас понимают и никогда не ругают. А мы их за это уважаем».
Что думают педагоги
Традиционная система образования подразумевает, что учитель выступает авторитетным взрослым, который владеет информацией и готов ею делиться. Общение происходит в рамках установленных правил, иерархии и построено на умении выстраивать дистанцию. Такого подхода придерживаются немало преподавателей по сей день.
Елена Тишина, учитель русского языка и литературы, 54 года:
«Педагог находится на работе. Если хотите, класс — это его офис и он в нем начальник. Много вы видели начальников, которые играют в доверительные отношения с подчиненными? Это расхолаживает, ломает дисциплину. Между учителем и учеником должна быть дистанция. Были времена, когда авторитет учителя вообще был непререкаем».
Игорь Клименко, учитель математики, 41 год:
«Наверное, если у тебя десять человек в классе, то можно неформально общаться, а если их 30? На голову сядут, они ж как маленькая толпа. А с толпой как? — Только управлять».
Однако кандидат педагогических наук Вера Султанова считает, что формат, когда идеальным учеником был ребенок, прямо сидящий за партой со сложенными руками, уходит в прошлое. Теперь успех учебного процесса зависит от того, насколько учитель умеет слушать детей, общаться с ними и выстраивать доверительные отношения. Это не означает, что нужно делиться с классом секретами личной жизни. Просто ученик выступает личностью со своими взглядами, несмотря на то, что она еще только формируется и нуждается в мягкой корректировке.
Евгения Порышева, учитель математики, 48 лет:
«Плохим тоном для педагога я считаю желание задавить ребенка авторитетом. Я от коллег иногда слышу: „Ну, пусть меня не любят, зато предмет знают. Мне их любви не нужно“. Считаю это провалом. Я убеждена, что в моей практике успех в усвоении материала приходил только тогда, когда мы налаживали партнерское общение».
Для чего служит неформальное общение
Психолог Ольга Некрасова считает, что выстроить баланс неформального общения очень сложно и этот процесс напоминает хождение по канату: с одной стороны — взаимное принятие, понимание, доверие, с другой — уважение границ другого человека. Однако при правильном применении педагог решает с его помощью ряд образовательных задач:
- Сводит к минимуму детский стресс от учебного процесса.
Учеба для ребенка — стресс по определению: вызовы к доске, проверочные и контрольные работы, оценки. Нервное напряжение блокирует мыслительные процессы, лишает творчества. Особенно если учитель дополнительно нагнетает обстановку. Юмор и дружелюбное отношение снижают страх перед учителем и позволяют детям раскрыться.
- Улучшает дисциплину и позволяет мирно разрешать возникающие конфликты.
Давление рождает сопротивление. Когда учитель при одноклассниках унижает хулигана, он рождает в нем чувство неприязни и провоцирует на месть. Другое дело, если спокойно обсудить поведение наедине — такой вариант может принести плоды. Мастерство неформального общения позволяет разрядить обстановку и не потерять авторитет, когда 30 пар глаз смотрят и оценивают действия педагога в спорной или конфликтной ситуации.
- Повышает успеваемость.
Когда с учителем хорошие отношения, школьники с удовольствием изучают предмет, даже если он дается с трудом. Для любого ребенка важна эмоциональная сфера, связь со значимым взрослым, поэтому он будет стараться.
- Помогает ученикам расширить социальные границы и получить опыт общения со взрослыми.
Общение предполагает умение выбирать стиль в зависимости от того, с кем и о чем разговариваешь. Опыт коммуникации со взрослыми у ребенка часто ограничен семейным кругом. Неформальные взаимоотношения между педагогами и учениками в школе помогают расширить этот круг, чтобы научиться соблюдать дистанцию, не переходить в панибратство и не допускать фамильярности.
- Позволяет направить ребят в поиске собственного пути.
Только доверие позволяет ребенку поделиться с учителем своим секретом, задать волнующий вопрос, высказать мнение или отношение к ситуации. Он должен точно знать, что его не засмеют, не обвинят, даже если он в чем-то ошибается. Роль учителя в этом случае — быть наставником, который максимально тактично направит ребенка по безопасному и верному пути.
И все же баланс допустимого в общении вызывает вопросы у учителей независимо от опыта. Начинающие педагоги в силу возраста чаще сталкиваются с проблемой, когда ученики переходят границы. И тогда возникает задача: не потерять уважение ребят и не скатиться в панибратство.
Личный опыт
Учитель литературы из Калининграда Екатерина Образова вспоминает, с какими открытиями ей пришлось столкнуться, когда она пришла работать в школу 20 лет назад, сразу после института:
«Когда я только начала преподавать, я старалась не наказывать учеников, быть с ними во всем заодно, в речи использовала популярные у них словечки. Но дети, к сожалению, восприняли это как слабость: решили, что я не могу держать дисциплину, а, значит, они могут вести себя, как хотят. И тогда я поняла: все хорошо в меру. Мне предстоит восстановить авторитет и при этом не отдалиться от ребят. Вот только я не очень понимала, как это сделать.
Однажды мы провели литературный вечер по роману «Евгений Онегин»: взяли в театре платья и костюмы пушкинской эпохи напрокат, оделись, как современники Пушкина, и стали разбирать, как Онегин поступил с Татьяной. Завязался проникновенный диалог, некоторые девчонки даже плакали, а мальчишки высказывали совершенно неожиданные суждения. И вот тогда я почувствовала, что мы на одной волне: произошло что-то очень глубокое, важное, что нас сблизило. Ребята отнеслись ко мне с уважением, как к старшему наставнику, человеку с опытом. Искренне интересовались мнением, спорили, советовались.
Я поняла, что неформальное общение неформальному рознь. То есть фривольного общения у них хватает и со сверстниками. А в школе между учителем и учеником есть игра, при которой можно быть близкими, но, как сейчас говорят, без хайпа. Учитель не должен восприниматься детьми как злое и далекое существо, но и скатываться на уровень подростка непрофессионально».
Литература по теме
Лучше разобраться в вопросе общения с учениками, выбрать оптимальный стиль и соблюсти баланс формального и неформального поможет специализированная литература.
- Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».
- А. Фабер. Как говорить с детьми, чтобы они учились.
- Д. Лемов. Мастерство учителя.
- Ю. Гипенрейтер. Общаться с ребенком. Как?
- А. Макаренко. Педагогическая поэма.
- Н. Джексон. Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии.
- Л. Лефевер. Искусство объяснять.