В январе появилась новость о том, что теперь школьники будут изучать обществознание только с 9-го по 11-й классы и в меньшем количестве часов. Профсоюз «Учитель» создал петицию и выступил против этой инициативы Минпросвещения. О реакции педагогов и возможных последствиях рассказывает учитель права в московской школе «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.
Как это отразится на школьниках
Сохранить обществознание в 6-х–8-х классах важно для самих детей с точки зрения их обучения и воспитания. Именно в этом возрасте школьники начинают более внимательно смотреть на то, что их окружает, и в каком мире они живут. Обществознание помогает узнать об этом больше. Если отложить изучение предмета до девятого класса и сократить количество часов в программе, у подростков не сформируется представление о мире и о связи явлений, не будет знаний о том, как функционирует общество.
Человек — существо социальное. А дети, особенно те, которые учатся не в гуманитарных классах, к сожалению, часто не ориентируются в мире. Если их еще и лишат обществознания, ситуация станет трагической.
Многие абитуриенты поступают в университеты благодаря победам во всероссийских олимпиадах. В новой ситуации для школьников, у которых в приоритете обществознание, этот шанс практически исчезает. Составители олимпиад не снизят уровень сложности заданий, а подготовиться за счет одного урока в неделю — не возможно.
Все это приведет к разделению: на детей, которые благодаря деньгам родителей могут заниматься с репетиторами, и на всех остальных, у которых такой возможности нет.
Что изменится для учителей
Педагоги крайне возмущены. В комментариях в петиции многие пишут: «Доколе нам, специалистам, будут указывать, как нам вести наш предмет». История, которую поставят на место обществознания, — это очень важный предмет. Но оба кардинально отличаются. В одном учат работать с документом, анализировать его, в другом — работают с живыми процессами и реальными социальными отношениями.
Чтобы компенсировать пробел, который возникнет естественным образом, нужно будет увеличивать часы истории в три раза, а преподавателям придется рассказывать не только, например, про Английскую революцию, но и про соотношение государства и власти, про промышленный и торговый капитал и так далее.
В программе, по которой мы всегда работали, есть понятные направления. Например, 20 часов мы изучаем социологию, 10 — философию. За такое время это можно сделать.
Я преподаю право и не знаю, каким образом сумею по новой программе за один урок рассказать, например, все трудовое или уголовное право.
Учителя не понимают, почему нужно жертвовать обществознанием, когда у восьмиклассников в расписании стоят изо и музыка, к которым школьники относятся весьма скептически.
Что будет с ОГЭ и ЕГЭ
Ходят слухи, что собираются объединить экзамен по истории и обществознанию. Здесь проигрывают все: и дети, и учителя, и вузы.
Школьникам, даже если им нужно только обществознание, придется учить историю, потому что, скорее всего, значительная часть вопросов будет по ней. Педагогам-историкам придется работать в несколько раз больше и давать знания еще и по социологии, экономике, праву и философии. А университеты получат первокурсников, которые вообще ничего не знают. Вероятно, придется дотягивать абитуриентов до нужного уровня с помощью подготовительных курсов.