Движение и математика у детей с раннего детства идут бок о бок. Например, малыши используют пальцы, когда запоминают числа, а затем, когда учатся сложению и вычитанию. И это полезно, поскольку помогает визуализировать абстрактные понятия. Исследования показывают, что если, например, включить в урок упражнения с обручем, это повысит мотивацию детей на 16 процентов по сравнению с привычным занятием. О том, как соединить математику и движения, в сокращенном переводе статьи, опубликованной на образовательном ресурсе Edutopia.
1. Переключать движения
Когда вы учите детей считать до 20, попросите их сделать 10 прыжков, а затем — 10 хлопков. Или до 15: 10 хлопков плюс 5 прыжков. Можно использовать другие движения, например прыжки на одной ноге, бег на месте с высоким подниманием коленей, приседания и др.
2. Пропускать движения
Чтобы развить беглость счета, присвойте числам определенные движения. Например, когда изучаете четные числа, попросите класс встать в круг и считать вслух, заменяя нечетные хлопками. Получится так: «Два, [хлопок], четыре, [хлопок], шесть, [хлопок]…» Хлопки здесь тоже можно заменить, например, приседаниями.
3. Расширять словарный запас
Чтобы визуализировать термины, можно использовать упражнения на растяжку. Вот, например, простой способ показать равнобедренный треугольник: дети встают, расставляют ноги и проводят рукой от вершины (пупка) двигаются вниз по одной стороне, через основание и вверх по третьей стороне. Или увидеть симметрию: ученики поднимаю руки вверх, создавая своим телом прямую линию, и называют, что в их теле симметрично.
4. Делать подсчеты на переменах
Попросите учеников подсчитать количество шагов, необходимых им, чтобы добраться до столовой, спортивного зала или библиотеки. По словам Курта Стилоу, декана школы Св. Марка в Милуоки, такие математические задания помогают поддерживать вовлеченность.
5. Соединить математику и баскетбол
Попросите учеников посчитать, сколько раз они попадут мячом в корзину с трех метров и с одного метра, а затем сложить, разделить, умножить эти числа или сравнить во сколько раз одно больше другого.
Еще один вариант — баскетбол с дробями. Это отличный способ потренировать ментальную арифметику и помочь учащимся понять, почему такие числа, как 0,75 и ¾ равны. Линиям на баскетбольном поле присвоены очки в виде обыкновенных и десятичных дробей. Очки можно получить за попадание мячом в кольцо: трехочковая линия — 1, а точки, которые находятся ближе к кольцу — ¼, ½ и ¾.
Пример такой баскетбольной площадки:
Источник: Playful learning landscapes
Дети могут забросить мяч в корзину столько раз, чтобы количество попаданий соответствовало определенном количеству очков, например 3,5. Или можно разбить класс на пары: один пытается сделать как можно больше бросков за определенное время, а другой следит за попаданиями и складывает дроби. Вы также можете попросить детей перевести обыкновенные дроби в десятичные и наоборот, чтобы углубить понимание всех типов представления чисел.
7. Устроить математические танцы
Решать уравнения можно с помощью хореографии. Присвойте танцевальное движение, например вращение, переменной x, а притопывание переменной y. Во время решения уравнения типа 3 (x + y) эти движения могут помочь учащимся понять, что кажущаяся сложной формула на самом деле означает 3x + 3y, или три поворота плюс три притопа.