Технология Brainwriting была разработана шестидесятых годах прошлого века в Германии профессором Берндом Рорбахом. Ее можно назвать разновидностью мозгового штурма, особенностью которой — все процессы происходят в полном молчании.
Другое ее название «Метод 635», где шесть — количество участников, три — количество идей на одного участника, пять – время на порождение идей. В итоге образуется целых 108 предложений.
Брейнрайтинг не предполагает никакой цензуры, оценивания и контроля. Как правило, карточки с идеями не подписываются (оценивается идея, а не автор), результат же сессии – коллективный.
Форм и приемов брейнрейтинга может быть огромное количество. Мы предлагаем пять созданных и опробованных нами, показавших наиболее высокую эффективность.
1. «Колесо фортуны»: для сбора идей и рождения концепции и команды
В одном помещении собираете потенциальных участников команды, каждый из которых является экспертом в одной или нескольких областях, связанных с данным проектом (или могущих оказаться в нем востребованными). В качестве «рабочего места» можно использовать как круглый стол, так и пол (расставив участников вокруг лежащего в центре чистого большого листа бумаги, например с флип-чарта; психологически оптимально – также круглой формы).
На этом листе рисуется большое колесо:
— с кругом в центре (там вы в результате напишете ключевое для данной концепции понятие – например, название будущего проекта)
— с количеством спиц – на одну меньше, чем количество сидящих вокруг людей (оптимально, если спицы нарисуют каждый участник – для себя, по одной на участника, чтобы с самого первого шага ощутить свою принадлежность к проекту).
Напротив каждого из них оказывается одна «долька» колеса.
В этой «дольке» сидящим напротив нее пишется один, важный для него лично (как эксперта в данной области) аспект обсуждаемого вопроса. Например, для проекта: идея, цели/задачи, консорциум, мониторинг, финансирование, PR, продукт/результат, … Этот же эксперт начинает (5 минут) заполнение обозначенной им тематически «дольки» (аккуратно, печатными буквами, оставляя достаточно места для возможных дополнений и исправлений).
Затем колесо поворачивается по часовой стрелке так, чтобы «дольки» сместились к следующим по порядку участникам «мозгового штурма» (экспертам в иных областях, «извне» смотрящими на поступившие к ним при повороте колеса аспекты проблемы). Они изучают написанное предшественником, и дополняют своими мыслями (5 минут).
Колесо вращается, пока «дольки» не окажутся на первой, исходной позиции. И каждый эксперт сделает обобщение всего написанного и представит его остальным участникам обсуждения.
Таким образом, концепция сразу включает: экспертное мнение, точки зрения «наблюдателей» и потенциал формирования консорциума (в т.ч. на основании заинтересованности в создании концепции и активности в ее обсуждении). Возможно также выявление лидера/лидеров.
2. «Эскалатор»: для сбора реакции на идею всех уровней общества
На большом листе рисуем эскалатор (ступеньки) и подписываем снизу вверх наименования (спецификации) представителей тех уровней, которые будут затронуты принимаемым решением или изготавливаемым продуктом.
Затем размещаем лист с «эскалатором» 1) там, где чаще всего собираются все перечисленные на нем люди (столовая, курительная комната, проходная предприятия…) или 2) в кабинете координатора проекта (идея или продукт коего рассматриваются).
В первом случае вы не сможете управлять процессом, он будет стихийным (кроме того, люди могут воспринять данную визуализацию социальной градации негативно). Во втором – вы сумеете сами целенаправленно опросить всех перечисленных на «эскалаторе» коллег и прикрепить на каждую ступеньку «под» ней – негативные, «над» ней – позитивные мнения.
В обоих случаях очень важно обеспечить возможность «незаметного» (полностью анонимного) заполнения. Например, высказывания своего мнения путем бросания листочков с ним в непрозрачные конверты/пакеты под каждой «ступенькой» эскалатора.
Когда все ступеньки «эскалатора» будут заполнены листочками с мнениями, изучите их внимательно: здесь перечислены все соломки, которые предохраняют вас и ваш проект от жесткого падения и неудачи.
3. «Бегущая дорожка» для рождения новых идей
В основе этого приема лежит так называемый «поток сознания» (англ. «Stream of consciousness», по Уильяму Джеймсу, американскому философу-идеалисту («Основания психологии», 1890). «Сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются). Это значит, что отталкиваясь от одного объекта, слова, звука… наша мысль порождает множество ассоциаций, приходя к совершенно неожиданным выводам».
Чтобы «запустить» бегущую дорожку, нужно на длинной, ничем более не занятой стене разместить ряд листов или длинную бумажную ленту (например, оборотную сторону бумажных обоев). На ней разными цветами, крупно, четко и ярко написать слова-сигналы, относящиеся к рассматриваемой задаче (вопросу) (но НЕ сам вопрос и НЕ саму проблему). Эти слова-сигналы призваны стать словами-стимулами для всех, кто будет двигаться по коридору и (сознательно или подсознательно) фиксировать (читать) их.
Осталось прикрепить или поставить у этой стены ручки-карандаши-фломастеры, пригласив, таким образом, всех желающих к сотворчеству, ничего специально не объясняя. Проходя мимо, люди могут дописывать новые слова, раскрывать свое отношение к уже написанным, рисовать что-то…
В результате вы получите множество ключей к решению, среди которых окажется наверняка и необходимый вам вариант (или ряд инвариантов).
4. «Стоп-кадр»: для рождения новой идеи
Здесь мы используем метод случайных комбинаций (как, например, в калейдоскопе или генераторе случайных чисел).
Для работы в приеме «стоп-кадра» всем желающим раздаются небольшие листочки для записей (причем, людям, находящимся на одних и тех же должностях; или одного возраста или из одного населенного пункта – можно раздавать бумажки одного цвета, чтобы объединить их потом по данному общему признаку, воспринимая его как контекст, определяющий для принимаемых ими решений).
На полученных листочках быстро (30 секунд) пишутся любые понятия (первые пришедшие им на ум в связи с заданным вопросом или поставленной проблемой). После чего листочки кладутся на стол и перемешиваются. После каждого перемешивания стол фотографируется. И так 4-5-6 раз.
Фотографии стола с различными (мозаичными) комбинациями листочков укрупненно выводятся на экран (по очереди или все вместе, например, с использованием проектора). Идеи (предложения) рождаются из увиденной участниками «фотосессии» неожиданной комбинации (неожиданных комбинаций).
5. «Стена коллективного разума»: для быстрого проведения опросов
Всем сотрудникам одной организации предлагается ответить на один и тот же вопрос (или ряд вопросов, задаваемых по одному в день).
Этот вопрос можно разместить как плакат в столовой, учительской, в коридоре и или как картинку с возможностью комментирования — в группе в социальных сетях. Место размещения определяет круг тех, для кого будет доступен данный вопрос).
Вопрос должен быть построен так, чтобы:
— быть понятным его адресатам (формулировка вопроса также ограничивает или расширяет круг потенциальных респондентов)
— и затрагивать их «за живое» (быть актуальным для них).
Плакат или картинка должны быть четкие, с крупным шрифтом текста, нейтральных цветов.
В месте размещения плаката-вопроса кладутся или прикрепляются на самом плакате ручки/карандаши.
Проходя мимо или ожидая чего-либо, люди будут высказывать свою точку зрения, свои предложения, идеи…, создавая коллективное панно («настенную» роспись из текстов или изображений).
Собрав их, вы получите совокупность коллективного разума вашей организации/ваших клиентов/ваших соседей по дому… и сможете сформировать ответ на волнующий вас вопрос, не прибегая к дорогостоящим услугам анкетирования и статистики.
Еще больше приемов брейнрайтинга, которые помогут вам договориться со своей командой, понять проблемы в коллективе в тренажере “Kreativ@TOR”.
Материал написан в соавторстве с Увэ Инго Крюгером (Uwe Ingо Krüger), Германия