Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Строгий дресс-код, цензура в соцсетях, недостаток времени на себя — это негласные условия работы в школе, которые тяготят многих молодых педагогов. Как справиться с ограничениями и найти внутренний баланс, разбираемся с призером Всероссийского конкурса «Учитель года» Дианой Минец и психологом Марией Шеиной.
Строгий дресс-код
Общество воспринимает педагогов в качестве ролевой модели для подрастающего поколения. Отсюда — пристальное внимание к внешнему виду и поведению учителя, определенные ожидания от них. Например, женщин-учителей привыкли видеть в платье или в юбке. При этом что уместно для одного человека, для другого неправильно. Разница в установках и становится причиной конфликта.
Диана Минец:
«Организаторы конкурса «Учитель года» в качестве дресс-кода рекомендовали надеть юбку или платье, которые я не ношу в принципе. Я осталась в том, в чем мне было комфортно, — в брюках, и была единственным учителем не в платье. Это была моя принципиальная позиция, и еще на региональном этапе конкурса я понимала, что это может стоить мне победы. Но подстраиваться под стандарты мне не хотелось.
Диана Минец. Источник: личный архив
Но когда я работала в женской гимназии, у меня были определенные проблемы с дресс-кодом: джинсы пришлось заменить на брюки. На уроках я всегда в них, в рубашке и пиджаке».
Что делать учителю
Самое главное — посмотреть на проблему под другим углом и увидеть в ней не ограничение, а пользу.
Мария Шеина:
«Дресс-код поможет учителю сохранить дисциплину на уроках. Вид педагога в майке и рваных джинсах отвлекает детей. К тому же подростки не всегда могут отличить свои истинные желания от стремления кому-либо подражать. Их может настолько вдохновить личность учителя, что они захотят подражать ему во всем, в том числе и в экстравагантной внешности.
Кроме того, дресс-код помогает разделить работу и личную жизнь. Сменив официальный костюм на комфортные джинсы и футболку, учитель как будто выходит из роли преподавателя и снова становится «обычным» человеком».
Цензура в социальных сетях
Согласно опросу HeadHunter, 84% работодателей проверяют страницы соискателей в социальных сетях. Публикации в социальных сетях могут стать и причиной увольнения. Например, в декабре прошлого года Педсовет поделился историей учительницы русского языка и литературы из Новосибирска. Преподавателя уволили за публикацию откровенного видео — танца в нижнем белье.
Чтобы оградить себя от этого, учителям приходится либо закрывать публичные странички, либо фильтровать контент, чтобы не допустить вторжения в их личную жизнь и потери работы.
Диана Минец:
«Я как учитель чувствую ответственность за свои публикации и не хочу подставлять ни себя, ни школу. Мы находимся под пристальным вниманием со всех сторон, поэтому иногда приходится чем-то жертвовать».
Что делать учителю
Увидеть плюсы фильтрации контента. Из-за того, что разница со школьниками у молодых учителей не так велика, дети могут воспринимать их не как педагога, а как товарища, а фотографии с вечеринок или с пляжа только способствуют этому.
Поговорить с администрацией. Если администрация или родители недовольны публикациями и фотографиями педагога в соцсетях, стоит напомнить о своей профессиональной роли. Объясните, что частная жизнь никак не мешает выстраивать доверительные отношения с учениками, приводить их к призовым местам на олимпиадах или к высоким результатам экзаменов.
Сменить место работы. Если учителю напрямую запрещают вести соцсети, то не идти вразрез со своими ценностями и потребностями поможет увольнение. В будущем при выборе места работы стоит заранее обсудить с администрацией, что вам дороги ваши публикации и вы не готовы от них отказываться.
Чтобы узнать, как сделать онлайн-коммуникацию более эффективной и приятной, предлагаем пройти бесплатный курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенций педагога для повышения образовательных результатов учеников» от Учи.ру. Завершив обучение, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Нет баланса между трудом и отдыхом
Из-за того, что родители и ученики часто обращаются к учителям в чатах или по почте, границы между частной и личной жизнью стираются. В обществе закрепилось мнение, что учительство — это не обычная профессия, а призвание. Значит, фиксированный рабочий день — не для педагога.
Диана Минец:
«У меня был период, когда я могла выходить из школы в семь или восемь вечера, ездить на работу по выходным на мероприятия. А моя коллега готовит школьников к олимпиадам и из-за этого выходит из школы в 10-11 часов вечера. Это неправильно, хотя до понимания этого я не сразу дошла. В этом и заключается профессиональная деформация педагогов, особенно более старшего поколения».
Что делать учителю
Чтобы грамотно распределить рабочее время, Мария Шеина предлагает составить два «колеса баланса»:
— Начертить один круг и разделить его на то количество секций, сколько у педагога связанных с работой активностей. Например, выделить: «проведение занятий», «проверка тетрадей», «заполнение журнала». Далее нужно оценить в часах или по десятибалльной шкале, сколько времени уходит на каждое дело.
— Рядом с этим кругом надо начертить еще один с теми же активностями, но написать уже не сколько на них реально тратится времени, а желаемое. Например, если проверке тетрадей хочется уделять меньше времени, нужно отобразить это на втором круге.
Когда оба колеса будут начерчены, педагог может увидеть несовпадение желаний и действительности. Далее, самостоятельно или вместе с опытными коллегами подумать, как выстроить свою работу более грамотно, исходя из собственных запросов.
5 апреля в 14:00 на платформе Учи.ру состоится вебинар «Ресурсное состояние учителя: работа с тревогой и возвращение себе опор». На нем вы узнаете, как справляться с тревогой, что поможет найти ресурс и чем поддержать себя и близких.